В госкорпорации «ВЭБ.РФ» определили главную проблему новых школ

Адриан ван Остаде. Учитель. 1662
Адриан ван Остаде. Учитель. 1662

Главный барьер в ходе реализации программы строительства новых школ — это педагогические кадры, заявила руководитель направления «Современная образовательная среда» государственной корпорации «ВЭБ.РФ» Алиса Денисова 5 июня на Петербургском международном экономическом форуме.

Денисова сообщила, что программа строительства новых школ в России не будет выполнена без подготовки новых педагогических кадров: «Это совсем не про стройку. Вся программа упирается в кадры. Главный барьер — это управленческие и педагогические кадры в школах-новостройках. Подбор кадров, их обучение, запуск школы как хорошо мотивированного учреждения — вот эта задача очень важная».

Менеджер госкорпорации считает, что контроль подбора кадров в новые школы лучше всего поручить крупным корпорациям. «Мы, скорее всего, запустим программу, модель наставничества, над каждой новой школой в партнерстве с крупными корпорациями, с вузами, с лучшими практиками допообразования, сложившимися в регионах. Без этого эти школы будут просто коробки, которые не улучшат жизнь наших детей, наших семей и не сделают их будущее счастливым», — заявила она.

По мнению руководителя направления «ВЭБ.РФ», развитие дополнительного образования в школах сегодня так же актуально, как во времена индустриализации в СССР. «Сто лет назад страна уже решала вопрос индустриализации, массового строительства школ в крупных городах. Решая задачу освобождения родителей, их включения в экономику, именно тогда родилось словосочетание „школа полного дня“. Мы сделаем школы полного дня, в которых вторая половина дня может быть будет более насыщенной, более полезной для детей», — пояснила она.

Ранее, в апреле 2021 года, президент РФ Владимир Путин заявил, что до 2024 года в России будет построено 1300 новых школ. На программу строительства школ, реализуемую в рамках концессии, потребуется 750 млрд рублей, более трети из которых составят средства частного капитала. Координацию программы строительства будет осуществлять ООО «ПроШкола».

Напомним, нацпроект «Образование», принятый в 2018 году, предполагает охват дополнительным образованием до 80% детей в возрасте от 5 до 18 лет к 2024 г. Рынок допобразования в РФ превышает 240 млрд рублей в год. При этом практически все программы допобразования — государственные или муниципальные.

Комментарий редакции

Сравнение программы строительства современных школ с индустриализацией времен СССР выглядит странным. От чего хочет освобождать родителей Денисова? Неужели от дистанционки, которая будет отнимать у них все свободное время на занятия с детьми, как это было во время пандемии?

Выясняется, что дело в государственно-частном партнерстве, с помощью которого государство освобождается от социалки, а родители — от «лишних» денег. Показательно, что при этом в госкорпорации основную проблему видят не в строительстве школ, а в педагогах: в новых школах нужны новые мотивированные кадры.

В «ВЭБ.РФ» не без основания полагают, что «старые» кадры могут принести в новые школы традиционные представления об образовании. Не случайно речь идет о допобразовании (это не только кружки, но и занятия по предметам из школьной программы), которое только и может заинтересовать предпринимателей. Ведь учителя могут по-старинке попытаться провести урок так, чтобы не потребовалось никаких дополнительных занятий. В этом случае вторая половина дня действительно может стать «более насыщенной». Однако в госкорпорации другое понимание «насыщенности», коммерческое, связанное с удовлетворением аппетитов бизнеса.