Преподаватели из Турции развили изучение тюркологии в Узбекистане
Большой вклад в развитие тюркологии внесли педагоги из Турции в Ташкентском государственном университете востоковедения (ТГУВ), сообщает 10 октября Национальное информационное агентство Узбекистана.
Оценка была дана на встрече проректора по международному сотрудничеству ТГУВ Эльера Махмудова с Чрезвычайным и Полномочным послом Турции в Узбекистане Мехметом Сурайя Эром. Встреча проходила в онлайн формате.
В 2019 году для работы в ТГУВ было привлечено 3 преподавателя из Турции. В 2020 году планируется привлечь уже 10 преподавателей из Турции. Из них трое будут работать очно, трое дистанционно. Четыре преподавателя — граждане Узбекистана.
Читайте также: Турция. Неоосманский синдром. Часть I
Планируется организовать совместные образовательные программы с турецким университетом им. Ходжи Байрама Вали в Анкаре. В частности планируется изучать лингвистику турецкого языка и специальности из сферы туризма.
Напомним, ТГУВ уже работает совместно со Стамбульским университетом, университетом в Мармаре, Анкарским университетом, университетом Гази. В ТГУВ в 2020 году открыт единственный в Средней Азии факультет тюркологии.
С очень большой осторожностью надо относиться к любым попыткам Турции продвигать свою культуру и образование в Средней Азии.
Во-первых, имеется негативный социальный опыт массовой отправки молодежи в турецкие лицеи в 90-х. Потом они стали основной исламистского подполья в республике. Во-вторых, сейчас видно, что Турция ведет экспансионистскую политику в мире, открыто говоря об отходе от кемалистских принципов построения государства и построении Османской империи.
Читайте также: Кедми: Эрдоган работает на возрождение Османской империи
Узбекистану отчаянно не хватает существующих образовательных ресурсов, чтобы дать образование быстро растущему населению.
Еще в 90-е годы учебный процесс в вузах страны был укорочен на один год, когда был осуществлен перевод с 5-летнего образования на 4-летнее обучение в бакалавриате. Тогда говорилось, что промышленность получит большой приток обученных специалистов. Тем не менее резкого экономического, научного и культурного прорыва в 90-е в Узбекистане не получилось.
Фактически существовавшая тогда в постсоветском Узбекистане советская система образования была уничтожена переходом на болонскую систему образования. Под песни о международных стандартах, о новых образовательных программах и ошеломительных перспективах выпускники филологических факультетов шли работать программистами, а выпускники компьютерных вузов шли работать в сферу торговли.
Сейчас опять Узбекистан надеется на иностранную помощь. При этом, если еще можно понять открытие филиалов российских вузов, они органично вписываются в постсоветскую систему образования Узбекистана, то абсолютно непонятно открытие филиалов турецких вузов. А если сопоставить это с продвижением турецкой идентичности среди молодежи такими околоисторическими сериалами, как «Мендирман Жалолиддин», которые снимаются в Турции, на турецкие деньги, с турецкими актерами, но для Узбекистана, то продвижение тюркологии в Узбекистане выглядит очень тревожно.