Производительность не растет из-за чрезмерной автоматизации — профессор MIT
Чрезмерная автоматизация в США привела к замедлению роста производительности. Об этом заявляет профессор Массачусетского технологического института (MIT) Дарон Асемоглу в опубликованном 3 марта докладе журнала Международного валютного фонда (МВФ) Finance and Development.
«Несмотря на ошеломляющее множество новых машин и алгоритмов вокруг нас, сегодня в экономике США очень низкий общий рост факторной производительности», — считает Асемоглу. Он добавляет, что экономисты считают этот показатель ключевым для экономики, который измеряет, насколько эффективно используются ресурсы человеческого и физического капитала.
Профессор отметил, что, в частности, «общий рост факторной производительности за последние 20 лет был значительно ниже, чем в течение десятилетий после Второй мировой войны (Gordon 2017)».
Другое исследование показывает, что «несмотря на то, что информационно-коммуникационные технологии быстро развиваются и применяются во всех секторах экономики, отрасли, которые более интенсивно полагаются на эти технологии, не показали лучших результатов с точки зрения общей производительности, выпуска продукции или роста занятости (Acemoglu and others 2014)».
Эксперт отмечает, что причины столь медленного роста производительности труда, которое наблюдается в последнее время, до конца не изучены. «Но одним из факторов, способствующих этому, по-видимому, является то, что многие технологии автоматизации, такие как киоски самообслуживания или автоматизированное обслуживание клиентов, не обеспечивают значительного роста общей производительности факторов», — подчеркнул он.
Он поясняет, что производительность не росла, так как автоматизация была чрезмерной.
Профессор считает, что предприятия внедряют технологии автоматизации сверх того уровня, когда снижаются производственные издержки. Также эти технологии имеют социальные издержки, поскольку они приводят к снижению занятости и заработной платы работников.
«Чрезмерная автоматизация также может быть причиной замедления роста производительности», — заключает Асемоглу.