Разногласия Узбекистана и Таджикистана по Афганистану ожидаемы — мнение
Узбекистан и Таджикистан не имеют общей скоординированной позиции по событиям в Афганистане, и это вполне ожидаемо, заявил главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов, сообщает 9 сентября сайт Информационно-аналитического центра МГУ.
Узбекистан уже реализовал в Афганистане крупные экономические проекты. Например, железная дорога Хайратон — Мазари-Шариф, которая сейчас эксплуатируется узбекскими специалистами. Также Узбекистан имеет планы на другие крупные инфраструктурные трансафганские проекты. Например, давно прорабатывается проект строительства железной дороги Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар.
Представители Талибана (организация, деятельность которой запрещена в РФ) обещают узбекскому руководству поддержку трансафганских проектов. На что Узбекистан живо откликается. Показательным стала реакция узбекского МИДа на создание временного правительства в Афганистане и ответ на это афганской стороны.
В тоже самое время Узбекистан имеет достаточно защищенную и короткую границу с Афганистаном, что предохраняет его от угроз со стороны южного соседа. Республика имеет серьезные вооруженные силы, способные противостоять агрессии, и сильные силовые ведомства внутри страны.
Таджикистан же имеет самую длинную и плохо защищенную границу с Афганистаном. Для республики уже сейчас остро стоит проблема беженцев. Власти страны не могут гарантировать неприступность границ для вооруженных бандформирований.
У всех еще сохранилась память, как талибы (организация, деятельность которой запрещена в РФ) воевали с правительством Таджикистана. Поэтому Таджикистан резко негативно отреагировал на приход Талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) к власти. Показателем этого стало посмертное вручение высшей государственной награды легендарному борцу с Талибами (организация, деятельность которой запрещена в РФ) Ахмад Шаху Масуду.
Сейчас, когда талибы (организация, деятельность которой запрещена в РФ) сломили сопротивление провинции Панджшер, население которой в основном состоит из этнических таджиков, Таджикистану стоит ожидать очередной волны беженцев.Таджикское руководство уже посетовало ООН, что за последние 20 лет никто не помог республике работать с беженцами, и властям пришлось справляться своими силами. Кроме того, у Таджикистана нет серьезных экономических проектов, связанных с Афганистаном.
Куртов считает, что если все мировое сообщество признает власть Талибана (организация, деятельность которой запрещена в РФ), то у Таджикистана не будет выбора. Большое влияние на мнение властей по этому поводу оказывает Китай. Он является одним из самых влиятельных региональных партнеров республики.
Напомним, начиная с мая 2021 года на территории Таджикистана проходит серия военных учений под эгидой ОДКБ и России. В учениях участвуют как военные Таджикистана, так и из Киргизии, Узбекистана, России, Казахстана.