На Западе испугались, что Россия не вернет назад самолеты — канадские СМИ

Изображение: Павел Латышов© ИА Красная Весна
Самолет в небе
Самолет в небе
Самолет в небе

Западным компаниям потребуются долгие годы, чтобы вернуть себе самолеты, находящиеся в лизинге у российских авиакомпаний, после того как Россия перерегистрировала их в ответ на санкции за объявленную 24 февраля президентом РФ Владимиром Путиным спецоперацию по демилитаризации и денацификации Украины, пишет 19 марта канадская газета The Globe and Mail.

В частности, авиакомпания Avmax Aircraft Leasing Inc. из Калгари, считает, что переданные ею в аренду российской авиакомпании «Аврора», дочерней компании «Аэрофлота», самолеты Dash 8 пропали для нее навсегда.

«Мы рассматриваем это как потерю, и мы проинформировали об этом нашу страховую компанию», — заявил Брюс Найсетволд, старший юрисконсульт Avmax, которая сдает в аренду около ста самолетов разным операторам в Европе, Африке, Южной Америке, Соединенных Штатах, Канаде и других странах.

Издание оценивает суммарную стоимость примерно 500 пассажирских самолетов, оставшихся в России после введения санкций, примерно в $12 млрд.

Бермудские острова и Ирландия, страны с благоприятным налогообложением, в которых зарегистрировано 80% пассажирских самолетов в мире, аннулировали их сертификаты, поскольку санкции делают невозможным проведение проверок безопасности, заявила Алана Колдуэлл, пресс-секретарь Управления гражданской авиации Бермудских островов. Из-за тех же санкций Avmax и другие владельцы самолетов аннулировали договоры аренды в России и потребовали возврата своих самолетов.

В ответ в РФ приняли закон, позволяющий регистрировать арендованные самолеты в России, что вызвало на Западе опасения массовой экспроприации.

Хелейн Беккер, финансовый аналитик Cowen and Co. из Нью-Йорка заявила о незаконности российских действий и о том, что компании, страхующие самолеты, планируют судиться. «Все они подали иски, а затем, вероятно, дело дойдет до судебного разбирательства, и оно затянется на долгие годы», — предположила Беккер.

Американский аналитик сравнила российскую стратегию с действиями авиакомпании Iraqi Airways, пострадавшей от санкций в связи с вторжением Ирака в Кувейт в 1990 году. Судебные тяжбы по поводу этих самолетов длились целых девять лет, напомнила она.

Беккер отметила, что несколько самолетов у российских компаний удалось изъять, но записи о техническом обслуживании переданы не были, что значительно снизило стоимость самолетов.

Что касается канадского самолета, то российская авиакомпания «Якутия» в последний раз отправила самолет Avmax Dash 8 в полет 9 декабря 2021 года, а затем припарковала его в аэропорту Якутска, согласно данным Flightradar 24, веб-сайта, который отслеживает рейсы самолетов. Позывной самолета был изменен на RA-67268, российская регистрация.

Юрисконсульт из Avmax рассказал, что компания поддерживала связь с авиакомпанией «Якутия», но контакты прервались после того, как Avmax потребовала вернуть самолет. Найсетволд добавил, что компания в Калгари получила разрешение, которое позволило бы самолету безопасно вылететь в Казахстан из рук России, но затем не смогла связаться с российским авиаперевозчиком.

Найсетволд отказался сообщить, сколько стоит самолет и какова сумма арендных платежей «Якутии». По данным авиационных сайтов, аналогичные самолеты продаются более чем за $3 млн.

«Он [президент РФ Владимир Путин] очень затруднил ведение бизнеса с компаниями, базирующимися в странах, которые ввели санкции против России. И он запретил российским компаниям платить чем-либо, кроме рублей, которые оказались значительно девальвированы», — посетовал представитель канадской компании.

Журналисты отмечают, что самым большим рискам в этой ситуации подверглась дублинская компания AerCap Holdings, у которой российские авиаперевозчики арендуют около 150 самолетов.

Компании, производящие и обслуживающие самолеты, в том числе гиганты Airbus, Boeing Co и Embraer SA, прекратили поставки запчастей и техническое обслуживание в Россию. По словам представителя Flightradar24 Ян Печеника, это означает, что поддерживать самолеты в рабочем состоянии будет сложно, так как это «гигантские компьютеры».

Напомним, западные страны закрыли свое воздушное пространство для российских самолетов, и Россия ответила им тем же. Канада и другие страны заморозили активы некоторых российских граждан и членов правительства, а также ввели санкции против самого президента России, против банков, кроме того, многие западные компании закрыли свой российский бизнес или прервали контракты. Параллельно ведется активная демонизация России и русских в информационном поле.

В ответ на эти недружественные действия Россия предприняла меры по защите своих экономических интересов и сейчас занимается поиском новых поставщиков и партнеров в стране и за рубежом.