В Госдуме предложили вернуть систему распределения выпускников вузов
Вопрос дефицита кадров в регионах нужно решать введением обязательного распределения выпускников вузов, обучавшихся на бюджетной основе, заявил председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов 12 августа агентству URA.RU.
Нилов предложил вернуть систему обязательного распределения выпускников, существовавшую в советское время. «Если человек поступает на бюджет по льготной программе, тогда следует предусмотреть обязательное распределение после окончания вуза. Предоставляются льготы при поступлении, обеспечивается бесплатное обучение, при этом обязательство — устройство по распределению», — считает председатель комитета Госдумы.
По его мнению, систему обязательного распределения необходимо ввести для выпускников вузов, обучавшихся за счет бюджета, которые будут работать в социальной сфере. «Например, определяется расширенная льготная категория бюджетных мест в вузах, куда поступают с обязательным распределением, как сегодня в военные вузы. Тогда мы решим вопрос с дефицитом кадров на местах», — пояснил депутат.
Ранее, в сентябре 2020 года в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий, что обучение за бюджетный счет должно быть целевым.
Напомним, в конце мая 2020 года президент РФ Владимир Путин поручил Минтруду совместно с Минобрнауки, Минфином и главами регионов разработать меры по трудоустройству выпускников вузов.
Парламентарий, по всей видимости, «забыл», что в Госдуму уже внесен законопроект о введении обучения студентов за бюджетный счет только в случае целевого набора, который как раз и предполагает обязательное распределение. По всей видимости, в преддверии выборов очень выигрышно эксплуатировать ностальгию граждан по советскому прошлому, когда было не столько обязательное распределение выпускников, сколько гарантированное трудоустройство их на предприятия.
Кроме того, есть и другая сторона медали. После развала СССР власть последовательно проводит курс на сокращение социальной поддержки населения. По этой причине зарплаты специалистов, работающих в социальной сфере, особенно в регионах, мягко говоря, оставляют желать лучшего. Как следствие — недостаток врачей и учителей в регионах и необходимость восполнения кадров.
Именно этим во многом объясняется увеличение числа бюджетных мест в первую очередь на педагогических и медицинских специальностях в региональных вузах и регулярно озвучиваемое намерение ввести целевое обучение за счет бюджета. Действительно, если классические рыночные методы не работают, а социальная сфера важна для выборного процесса, то почему бы не «прикрепить», хотя бы на время, молодого специалиста к его низкооплачиваемому месту в глубинке? Однако говорить об этом избирателю напрямую опасно, тогда как отсылка к успешному опыту СССР беспроигрышна.