Умер главный «ковид-диссидент» Африки. Кем был Джон Магуфули?
Крупным событием последних дней стала кончина Джона Магуфули — президента Танзании. Глава республики, пятый президент Танзании, скончался 17 марта в возрасте 61 года в городе Дар-эс-Саламе.
По официальной информации, танзанийский лидер скончался от сердечного приступа: он страдал хронической сердечной недостаточностью на протяжении последних десяти лет. Оппозиция Танзании утверждает, что Магуфули скончался от COVID-19.
В Танзании в связи со смертью национального лидера объявлен трехнедельный траур, запрещены все развлекательные и торжественные мероприятия. Похороны Магуфули состоятся 25 марта.
Вопрос передачи власти в Танзании к настоящему моменту уже решен: согласно танзанийской конституции преемником Магуфули стала вице-президент Самиа Сулуху Хасан. Она стала первой женщиной-президентом Танзании.
Практически все сообщения о смерти Магуфули сопровождались формулировкой «один из самых известных ковид-диссидентов Африки». Однако это не единственное, чем прославился Магуфули в Танзании.
Магуфули умер на пике своего политического успеха: еще не прошло и полугода с момента его победы на президентских выборах. В октябре 2020 года он был избран на второй срок, набрав 84% голосов, и должен был занимать президентское кресло до 2025 года.
Химик по образованию, Магуфули в конце 2019 года был удостоен звания почетного доктора Университета Додомы за улучшение экономики Танзании. Но он сделал яркую карьеру в науке и в политике. Будущий президент побывал депутатом парламента своей страны трех созывов, был министром общественных работ, министром земель и населенных пунктов, министром животноводства и рыбного хозяйства.
У Магуфули была репутация честного, некоррумпированного политика. Впервые он победил на президентских выборах в ноябре 2015 года и в свой первый президентский срок сделал ряд неординарных шагов: сократил число министров в правительстве с 30 до 19, уменьшил штат высокопоставленных госслужащих, навел порядок в госаппарате, выявив десять тысяч «мертвых душ».
Ему дали прозвище «Бульдозер» — не столько из-за его дорожной реформы, сколько из-за сокращения расходов на госаппарат и борьбы с коррупцией в правительстве. Кроме того, Магуфули сделал бесплатным образование в средней школе и вел масштабную борьбу с наркоторговлей.
Получил Магуфули известность и в связи с нетолерантностью к ЛГБТ. Президент внедрил запрет пропаганды проектов по СПИДу и закрыл финансируемые Вашингтоном программы по предоставлению тестирования на ВИЧ, презервативов и медицинской помощи ЛГБТ-сообществу.
В историю вошло яркое заявление Магуфули о том, что те, кто слишком увлечен контролем над рождаемостью, ленятся и «боятся, что не смогут прокормить своих детей». Он призывал сограждан не покупаться на западную пропаганду, касающуюся ограничения числа детей в семье.
Однако остановимся на теме COVID-19, с которым так прочно оказался связан образ пятого президента Танзании.
Танзания показала себя особым образом, если сравнивать с другими странами Африки. Первоначально Магуфули, как и большинство африканских лидеров, ввел карантинные ограничения, «здоровался ногами» и развернул программу тестирования… Но вскоре его позиция изменилась.
Весной 2020 года Джон Магуфули ошеломил мир, заявив, что предоставленные ВОЗ и иностранными «спонсорами» тесты на коронавирус не работают — по его словам, он лично провел «контрольное» тестирование на козе и папайе, и тесты показали положительный результат.
После этого страна стала быстро сворачивать коронавирусные ограничения. А после нескольких дней общенациональной молитвы Магуфули объявил, что «бог победил коронавирус» в Танзании.
В итоге, с апреля 2020 года Додома не обнародует статистических данных о числе заболевших. Танзания открыта для иностранных туристов, в ней проходят крупные спортивные мероприятия, идут службы в церквях и мечетях.
Магуфули высказывался против социального дистанцирования, призывая сограждан молиться и не увлекаться применением масок. Что касается вакцинации, президент Танзании говорил, выступая перед толпой без масок в конце января:
«Вакцины не работают. Если бы белый человек умел создавать прививки, то [в Африку] привезли бы вакцины от СПИДа. Вакцины от туберкулеза оставили бы его в прошлом. Были бы найдены вакцины от малярии. Нашли бы вакцины от рака».
ВОЗ осуждала эти заявления, как и римско-католическая церковь Танзании. А посольство США в Танзании в феврале заявило о «значительном увеличении числа случаев COVID-19» и что «ограниченные возможности больниц по всей Танзании могут привести к опасным для жизни задержкам оказания неотложной медицинской помощи».
Кончина Магуфули наступила через несколько дней после распространения слухов о том, что он болен коронавирусом. Слухи начали циркулировать после того, как его политический оппонент Тунду Лиссу обнародовал соответствующую информацию, уточнив, что Магуфули лечится от COVID-19 в Кении.
В завершение стоит отметить, что Магуфули приобрел своей политикой популярность не только в Танзании (а она огромна), но и в других африканских странах. Как покажет себя его преемница, станет ясно уже очень скоро.
Читайте также: Танзанию после смерти президента Магуфули возглавила женщина
(теги пока скрыты для внешних читателей)