«Мы являемся главной мишенью, а потом уже Китай» — IT-специалист
Понятие безопасности в современной цифровой среде обсудил эксперт и предприниматель в области искусственного интеллекта Игорь Ашманов 29 октября в интервью изданию «Бизнес-газета».
Сведения о пользователях информационных систем, по оценке специалиста, уже собирается «с опережением законодательства». Собранные даже таким образом данные воруются, а затем их перепродают на рынке через пятые руки. Для сбора информации используются все возможные каналы.
Например, если приложение на смартфоне имеет доступ к Bluetooth, то ему становятся доступны сведения о находящихся рядом устройствах, которые поддерживают этот интерфейс, в том числе и автомобилям. Для определения места используются названия Wi-Fi сетей находящихся в пределах радиовидимости.
Современные IT-гиганты, такие как Facebook, Google, Mail.ru, ВКонтакте, Яндекс и Сбербанк, обладая набором сервисов, могут собирать разнородную информацию о каждом человеке. Подобная интеграция данных позволяет проводить так называемый кросс-канальный анализ, когда совместно используются сведения с навигационного приложения о поездках, с банковского — о покупках, а с поисковой машины — об интересах человека.
Более того, техника позволяет собирать сведения и об окружении человека, например о супругах, чьи гаджеты ночью находятся рядом. При этом поисковые запросы одного из членов семьи могут быть использованы для формирования рекламы для другого.
Распространение мобильных устройств достигло таких масштабов, что приходится говорить о тотальной слежке со стороны компаний, большинство которых работает в юрисдикции США. Следовательно, пояснил Ашманов, согласно «Акту о свободе» американская разведка и контрразведка имеет к ним полный доступ. При этом граждане РФ оказываются беззащитными, несмотря на закон о защите персональных данных РФ, который и слаб и почти не применяется.
Утечки информации, по мнению Ашманова, есть и всегда будут, поскольку «компетенции защитников данных растут медленнее». Однако, полагает эксперт, «вся эта слежка, о которой мы говорили выше, гораздо более опасна в государственных руках и в руках крупных компаний-платформ, нежели в руках криминала». В своей оценке специалист исходит из того, что пользователи сами «ставят галочку» в информационных системах, тем самым разрешая делать с собой что угодно.
При этом Ашманов не исключает и того, что злоумышленники также могут нанести вред простым гражданам, используя, например, мошеннические схемы. Одним из элементов защиты от преступников специалист видит соблюдение правил цифровой гигиены. Ее суть которой он намерен изложить в одноименной книге, которую Ашманов готовит к публикации.
Эксперт отдает себе отчет в том, что злоумышленники всегда будут, как минимум, на шаг впереди простых обывателей, поэтому защитой граждан в цифровой сфере должно заниматься государство. При этом оно должно защищать как от преступников, так и ограничивать слежку со стороны цифровых платформ.
Ашманов отметил, что говоря о развитии искусственного интеллекта, нередко обходится стороной его использование в военных целях. По его оценке, наибольшая угроза в этой сфере исходит от США, «и мы являемся главной мишенью, а потом уже Китай». Исходя из такой оценки, отставание страны в развитии искусственного интеллекта является недопустимым.
Несмотря на то, что в настоящее время противостояние в этой сфере ведется преимущественно между США и КНР, Россия не может остаться в стороне от этой борьбы. «Нам нужно дать асимметричный ответ все равно, с этим ничего не сделаешь, потому что, как только они поймут, что уже могут нас уничтожить и им за это ничего не будет, они кнопку нажмут».
Для того, чтобы отставание не стало критическим — подытожил Ашманов, нужно больше тратить на искусственный интеллект, создавать технологические площадки подобные Иннополису и «Сколково», а также выпускать больше инженеров и математиков, не допуская при этом утечки мозгов. Специалистам нужно дать большие проекты и большие перспективы.