1. Война с историей
  2. Археологические находки
Барнаул, / ИА Красная Весна

На Алтае нашли загадочную могилу кочевника с отсутствующей головой

Василий Поленов. Призраки Эллады. 1900 — е
Василий Поленов. Призраки Эллады. 1900 — е

В могиле жужанского времени комплекса Чобурак I на Алтае нашли тело кочевника, на месте головы которого находился череп барана, открытие совершила группа археологов под руководством доктора исторических наук Николая Серегина, 27 июня сообщает журнал «Археология, этнография и антропология Евразии».

Некрополь Чобурак I находится на территории так называемого разновременного памятника в Чемальском районе Республики Алтай. В ходе экспедиции Алтайского государственного университета было обнаружено компактное захоронение, состоявшее из 12 объектов.

Особое внимание ученых привлекло погребение взрослого мужчины, обнаруженное в кургане 34а. Выяснилось, что он проживал в IV веке нашей эры, его возраст составлял 30–35 лет. Воин был похоронен вместе с лошадью и богатым погребальным инвентарем.

В захоронении, в частности, были найдены предметы вооружения, конского снаряжения, орудия труда и предметы быта. Но самым загадочным оказалось то, что у погребенного не было своей головы. На ее месте археологи нашли череп барана.

По предположению ученых, голова барана служила в погребальном обряде в качестве основы для изготовления маски-личины.

«Вероятно, данная своеобразная традиция отражает ритуал замещения утраченной части тела, который мог быть обусловлен обстоятельствами насильственной смерти человека», — пишут авторы статьи.

В пользу этой версии говорит и тот факт, что на костях похороненного мужчины были обнаружены многочисленные следы травм, характерные для клинкового оружия. Кочевник мог лишиться головы в бою, а череп барана на похоронах стал имитацией головы воина. Вряд ли такая традиция была широко распространена.

Прямых аналогий археологи не встречали, известно лишь несколько случаев, когда в погребениях на месте головы обнаруживали кости мелкого рогатого скота. К слову, при обследовании соседних могил у погребенных воинов также были найдены следы боевых травм.

Исследователи делают вывод, что мужская часть этой группы кочевников принимала активное участие в военных конфликтах. В целом, находки подтверждают высокий уровень вооруженного насилия на Алтае в жужанское время.