Япония, Британия и Италия ищут новых партнеров в проектировании истребителя
Лидеры Японии, Великобритании и Италии обсудили возможность привлечения большего числа стран к совместной программе разработки перспективного истребителя, подтвердив при этом свою «непоколебимую приверженность» тому, чтобы сверхзвуковой самолет следующего поколения поднялся в небо к 2035 году, можно прочитать 23 ноября на сайте делового агентства Kyodo News.
Три участника соглашения говорили о своем «стремлении расширить участие на более широкий круг международных партнеров в будущем», заявил премьер-министр Великобритании Кир Стармер после встречи со своими японскими и итальянскими коллегами Сигеру Исибой и Джорджией Мелони во вторник в кулуарах саммита «Группы двадцати» в Бразилии.
Никаких дополнительных подробностей предоставлено не было, в том числе о том, какие дополнительные партнеры рассматриваются или какова будет их точная роль или вклад в многомиллиардную Глобальную программу боевой авиации (GCAP).
Саудовская Аравия входит в число стран, проявивших интерес к присоединению к проекту.
В отдельном заявлении Исиба не рассматривал возможность расширения трехстороннего партнерства, но подчеркнул важность GCAP как «краеугольного камня широкого сотрудничества между тремя странами на десятилетия вперед».
Встреча в Рио-де-Жанейро состоялась примерно через неделю после того, как Италия присоединилась к Японии и Великобритании в ратификации договора GCAP, который не только обязывает три страны участвовать в программе по закону, но и официально учреждает Международную правительственную организацию GCAP (GIGO), которая определит общие требования к возможностям самолета, а также будет контролировать соответствующие промышленные конструкции.
Более того, этот шаг также позволяет GCAP, которая рассматривается как основа для укрепления оборонно-промышленной базы каждой страны, официально перейти к следующему этапу — фазе полной разработки и проектирования самолета — в следующем году.
В совместном заявлении, опубликованном в среду, партнеры сообщили, что «скоро» будет подписано соглашение о совместном предприятии с целью создания новой компании, отвечающей за реализацию проекта.
Японская Mitsubishi Heavy Industries, итальянская Leonardo и британская BAE Systems должны стать ведущими системными интеграторами проекта. Однако создание истребителей подразумевает сложную цепочку поставок, а это означает, что GCAP будет включать в себя более чем одну отраслевую конструкцию.
Несколько компаний собираются объединиться в качестве ведущих интеграторов подсистем в трех широких областях. Первая такая промышленная структура — отвечающая за датчики и коммуникации — объединит Leonardo UK, Leonardo Italy и Mitsubishi Electric, в то время как вторая позволит Rolls-Royce, Avio Aero и IHI работать над двигателями и силовыми установками. Наконец, MBDA UK, MBDA Italy и Mitsubishi Electric объединят усилия для разработки будущих систем вооружения самолета. В то же время ожидается, что эти компании привлекут сотни субподрядчиков.
Партнеры заявили, что наряду с межправительственным GIGO, который будет базироваться в британском городе Рединг, предлагаемая промышленная конструкция будет иметь штаб-квартиру в Соединенном Королевстве «для достижения максимального соответствия».
Партнеры также подтвердили, что первым генеральным директором GIGO станет бывший заместитель министра обороны Японии по международным делам Масами Ока, а первым руководителем будущей совместной бизнес-структуры станет итальянец.
Это заявление, а также обещания лидеров оказать поддержку, должны помочь развеять опасения, высказанные в британских СМИ, относительно того, что на проект может существенно повлиять обзор стратегической обороны Великобритании, который ожидается в следующем году.
Хотя проект GCAP, похоже, идет по графику, он все еще сталкивается с рядом проблем, включая финансовые ограничения, распределение рабочей нагрузки и амбициозные сроки. Проект знаменует собой первый случай, когда Япония сотрудничает со странами, отличными от США, для удовлетворения основных оборонных потребностей.
Будущий самолет шестого поколения призван заменить устаревшие истребители F-2 Воздушных сил самообороны, а также британские и итальянские истребители Eurofighter.
Двухмоторный истребитель, который также предназначен для экспорта, призван функционировать в качестве летающего командного центра, способного контролировать и координировать другие — вероятно, автономные — средства, при этом самолет рассматривается как «центральный элемент более широкой боевой воздушной системы, которая будет функционировать в нескольких областях».
Встреча лидеров в Бразилии состоялась в тот момент, когда компании, участвующие в проекте, начали работать над собственными беспилотниками с искусственным интеллектом, которые потенциально могли бы работать с истребителем. В прошлом месяце MHI и BAE Systems представили модели беспилотных систем, которые потенциально могли бы быть связаны с программой.
(теги пока скрыты для внешних читателей)