Эксперт: национализация произведений искусства — акт спасения
Национализация произведений искусства была актом спасения, заявила искусствовед Наталья Герасимова во время научно-практической конференции, посвященной 95-летию Пермской художественной галереи, 2 декабря сообщает ИА Красная весна.
В рамках конференции «Художественный музей: коллекция — выставка — зритель», состоялось обсуждение роли национализированных частных коллекций в формировании фондов художественных музеев в провинции. Модератор мероприятия — директор «Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д. Поленова», Поленова Наталья Федоровна, — усомнилась в компетентности людей, проводивших национализацию произведений искусства в 1917-1918 годах.
«Кто эти люди, которые проводили реквизицию? Реквизировали эти произведения искусства, отбирали их у художников, потом не отдавали. Насколько они были культурны? Насколько они были образованы? Насколько они понимали, с чем имеют дело?», — вопрошала Н.Ф.Поленова.
В ответ на это научный сотрудник отдела изобразительного и декоративно-прикладного искусства, Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова, Академии наук Республики Татарстан Наталья Владимировна Герасимова заявила, что национализация была во многом спасительна для культурного наследия государства.
«Все-таки в этом процессе нельзя забывать еще про один аспект: национализация во многих случаях была актом спасения.<…> Надо сказать, что в двадцатые годы очень много было сделано для спасения произведений искусства. Они (представители Наркомпроса — прим.ИА Красная весна) устраивали рейды по этим разграбленным усадьбам и деревням, изымая разграбленные ценности. Они приходили в брошенные квартиры, забирали произведения, свозили их в музей. Кстати, в расчете на то, что хозяева могут вернуться. <…> Они действительно очень много сделали. И спасибо надо сказать национализации, поскольку действительно — спасли…», — заявила Н.В.Герасимова.
Напомним, в связи с тем, что государственная политика большевиков строилась на приоритете народного просвещения, советская власть не признавала право частной собственности на произведения искуства. За первый год ее существования было издано два декрета о национализации: декрет ВЦИК от 29 декабря 1917 года и декрет СНК от 26 ноября 1918 года. Первый подразумевал национализацию работ умерших авторов и исполнялся Народным комиссариатом просвещения. Второй расширял возможности национализации и подразумевал национализацию произведений живущих авторов, предполагая выплату авторского гонорара.