В ранней Вселенной время течет в пять раз медленнее

Изображение: nasa.gov
Квазар GB1508 + 5714, модель квазара
Квазар GB1508 + 5714, модель квазара

Время в ранней Вселенной течет в пять раз медленнее, заявили ученые в понедельник, впервые используя квазары в качестве «часов», чтобы подтвердить это странное явление, сообщает 4 июля The Japan Today.

Теория относительности Эйнштейна предсказывает, что, поскольку пространство расширяется, «мы должны видеть, как далекая Вселенная движется в замедленном темпе», — сказал Герайнт Льюис, астрофизик из Сиднейского университета и ведущий автор нового исследования.

Исследователи ранее использовали наблюдения за очень яркими взрывающимися звездами, называемыми сверхновыми, в качестве космических часов, чтобы показать, что время текло в два раза медленнее, когда Вселенная была вдвое моложе своего нынешнего возраста.

В новом исследовании использовались еще более яркие квазары, чтобы глубже заглянуть в историю Вселенной возрастом 13,8 миллиарда лет.

Согласно исследованию, опубликованному в журнале Nature Astronomy, спустя чуть более миллиарда лет после Большого взрыва время, казалось, текло в пять раз медленнее.

Хотя отсюда «все выглядит так, словно замедлилось», Льюис подчеркнул, что восприятие времени в тех отдаленных местах ничем не отличается от «нашего».

«Если бы я мог волшебным образом перенести вас на 10 миллиардов лет назад и высадить рядом с одним из этих квазаров, и у вас был бы секундомер, время было бы просто нормальным, — сказал он. Одна секунда — это всего лишь одна секунда».

Стремясь измерить это явление, которое называется космологическим замедлением времени, Льюис и статистик из Оклендского университета Брендон Брюер проанализировали данные о 190 квазарах, собранные за два десятилетия.

Квазары — сверхмассивные черные дыры в центрах далеких галактик — считаются самыми яркими и мощными объектами во Вселенной.

Это делает их «полезными маяками для составления карт Вселенной», — сказал Льюис.

Но оказалось, что их труднее превратить в космические часы, чем сверхновые, которые обеспечивают надежную одиночную вспышку в качестве «тиканья».

Предыдущие попытки использовать квазары для измерения замедления времени потерпели неудачу, что привело к некоторым «странным предположениям», сказал Льюис.

Они включали теории о том, что, возможно, квазары были не так далеки, как считалось, или даже о том, что «что-то фундаментальное было нарушено» в космологии, сказал он.

Но новое исследование «расставляет все по своим местам», сказал Льюис.

Это также подтвердило, что «Эйнштейн снова прав», добавил он.

По словам Льюиса, исследователи смогли добиться успеха там, где другие попытки потерпели неудачу, потому что у них было гораздо больше данных о квазарах. Помогли также недавние достижения в статистическом понимании случайности.

Чтобы превратить квазары в часы, исследователи должны были разобраться в турбулентных взрывах, которые происходили, когда черные дыры поглощали материал.

Льюис сравнил это с просмотром фейерверка, в котором яркие вспышки кажутся случайными, но различные элементы «становятся ярче и затухают в своих собственных временных масштабах».

«Что мы сделали, так это раскрыли этот фейерверк, показав, что квазары тоже могут использоваться в качестве стандартных маркеров времени для ранней вселенной».