В Голландии годами шпионили за евреями, вернувшимися в страну после войны
Анализ 71 000 рассекреченных файлов бывшей голландской службы внутренней безопасности BVD показал, что ведомство регулярно шпионило за многими амстердамскими евреями, вернувшимися в Нидерланды после Второй мировой войны. Выжившие в нацистских лагерях уничтожения рассматривались как «экстремисты» и угроза демократии даже в 1980-х годах, пишет 23 декабря газета Het Parool.
Евреи, работавшие с Голландским комитетом Освенцима, регулярно подвергались слежке со стороны BVD, предшественницы нынешней гражданской разведывательной службы AIVD. Комитет был основан в 1956 году как группа по особым интересам для тех, кто пережил холокост, и на раннем этапе BVD удалось получить доступ к информатору, работавшему членом правления.
Журналисты Het Parool изучили файлы, из которых следует, как BVD собирала отчеты о заседаниях Комитета, мероприятиях в память о холокосте по всей территории Нидерландов и поездках к мемориалам в концентрационных лагерях за рубежом. BVD также следила за информационными вечерами, на которых евреи делились своими мыслями о финансовом ущербе и медицинских проблемах, возникших в результате депортации из Нидерландов в концентрационные лагеря.
Слежка началась, когда евреи вернулись в Нидерланды после войны и обнаружили, что их друзья и родственники были убиты, а в их домах поселились новые жители. В то же время власти Амстердама настаивали на том, чтобы евреи заплатили городу за аренду земли, расчеты за которую они не смогли произвести из-за того, что были депортированы из страны.
Амстердамские евреи, многие из которых десятилетиями пытались получить финансовую компенсацию, подвергались слежке в различных местах. BVD составляла списки евреев, посещавших собрания, и хранила памятки, в которых выжившие евреи часто упоминались как экстремисты.
Как отмечает газета, по мнению преемницы BVD, нынешней разведслужбы AIVD, слежку за евреями необходимо рассматривать в более широком контексте. Во время холодной войны BVD, возможно, пыталась установить факты возможного сотрудничества Комитета с Коммунистической партией Нидерландов, которая имела некоторые связи с его членами.
Однако Жак Гришавер, председатель Комитета на протяжении последних 25 лет, называет эти доводы «несправедливой рационализацией», поскольку шпионаж также был сосредоточен на членах Комитета, которые не были членами Коммунистической партии.