В правительстве РФ обсудили развитие Мурманского транспортного узла
В совещании по развитию Мурманского транспортного узла, которое провел первый заместитель председателя правительства России Андрей Белоусов, участвовали губернатор Мурманской области Андрей Чибис, представители Минфина, Минтранса, Минэкономразвития и организаций транспортного комплекса Российской Федерации, сообщает 22 июня пресс-служба правительства Мурманской области на официальном интернет-портале.
Совещание состоялось в рамках поручения президента России Владимира Путина, которое он дал по итогам рабочей встречи с губернатором области. Чибис отметил, что увеличение объемов грузоперевозок через Мурманский транспортный узел даст не только новые рабочие места, но и дополнительные средства в бюджет региона.
«Более того, проект стратегически важен для всей Арктической зоны Российской Федерации в целом. Благодаря его реализации объем грузоперевозок по Северному морскому пути к 2030 году увеличится до 80 млн тонн в год», — подчеркнул губернатор.
В 2021 году грузооборот Мурманского порта составил 54,5 млн тонн. Основным конкурентным преимуществом этого узла является прямой доступ в Мировой океан без прохождения международных проливов и ограничений по размеру судов. Таким образом, в условиях ограничений и давления, оказанных на Россию, Мурманский транспортный узел имеет огромное значение для развития Северного морского пути.
В ходе реализации масштабного проекта предстоит построить порт «Лавна» и железнодорожные подходы к нему. Эти объекты позволят трансформировать Мурманский транспортный узел в мультимодальный хаб, обеспечивающий удобную доставку грузов как на запад, так и на восток.
На реализацию проекта по строительству нового порта предусмотрены внебюджетные средства в рамках концессионного соглашения, заключенного между ООО «Морской торговый порт „Лавна“» и Росморречфлотом. В частности, предусматривается строительство 2,3 км железнодорожной линии необщего пользования, угольного перегрузочного комплекса мощностью перевалки 18 млн тонн в год, операционной акватории порта и средств навигационного оборудования.
Отмечается, что строительство дальних железнодорожных подходов идет согласно графику. В рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД» предусмотрено строительство 55,2 км дополнительных главных путей и развитие 18 станций, завершение 18 первоочередных мероприятий планируется в конце 2024 года. В настоящее время проводятся строительно-монтажные работы по семи объектам.
Возведение ближних железнодорожных подходов протяженностью 46 км идет за счет бюджетных средств. Предусмотрено строительство четырех новых железнодорожных станций, 112 искусственных сооружений и 11 мостов, в том числе через Тулому. Должны быть построены два автодорожных путепровода, два автодорожных путепровода тоннельного типа, а также проведена реконструкция станции Выходной. Запуск рабочего движения запланирован в декабре 2023 года.
«В настоящее время рассматривается вопрос выделения дополнительного бюджетного финансирования на завершение данных работ. Провозная способность подходов к Мурманску в 2025 году составит 45 млн тонн в год, включая 18 млн тонн в год в порту „Лавна“», — сказано в сообщении.