В Петербурге научили ИИ проектировать инфраструктуру для Арктики
Подробный план будущего объекта промышленной или портовой инфраструктуры можно создать за несколько десятков минут при помощи разработки ученых ИТМО, сообщает пресс-служба Смольного 25 июля на официальном интернет-портале.
Технология разработана в лаборатории «Интеллектуальные технологии городского планирования» исследовательского центра «Сильный искусственный интеллект в промышленности», созданного при вузе. Она позволяет с помощью искусственного интеллекта проектировать промышленную и портовую инфраструктуру для Арктической зоны.
За несколько минут искусственный интеллект может создать подробный план будущего объекта, учитывающий строительные нормы, климатические условия и особенности местности. Как отмечают разработчики, преимущество созданной технологии состоит в ее универсальности.
Научный руководитель исследовательского центра «Сильный ИИ в промышленности» ИТМО Александр Бухановский отметил, что поставленную задачу не могут решить ни классический искусственный интеллект на основе больших нейронных сетей, ни ChatGPT. Причиной является слишком маленькое количество данных для обучения, поскольку успешных проектов портов в Арктике немного, а шаблоны с других территорий заточены под другие климатические условия.
«Наша технология универсальна, мы применили в ней гибридную модель искусственного интеллекта, когда обучение на разнообразных данных эффективно сочетается с априорными знаниями, ранее накопленными в этой отрасли и записанными в виде формальных моделей», — пояснил Бухановский.
Созданный учеными ИИ-проектировщик представляет собой программу, которая автоматически строит цифровую модель промышленной территории. Время разработки обычно не превышает нескольких десятков минут. Пользователь должен выделить на карте область с площадью от 10 до 100 га, отметить точки подключения к имеющимся транспортным коммуникациям, а затем ввести желаемые показатели.
Данные о климатических условиях на указанной области будут автоматически импортированы из 3D-модели с учетом потенциального изменения климата. Полученная интерактивная 3D-сцена дает возможность рассмотреть участок со всех сторон, выбрать любое здание, определить его тип, назначение, геометрию, экономические параметры.
Система позволяет переключать режим отображения и разделять территории на различные функциональные зоны в соответствии со строительными нормативами и особенностями климата. Например, можно расположить здания и транспортные пути так, чтобы их не заметало сильно снегом, или выбрать безопасные для экосистемы параметры ледозащитных сооружений.
Разработанный план инфраструктуры можно экспортировать в другие программы.