Профессор МГИМО заявила о необходимости обрести суверенитет в образовании
России необходимо вновь обрести полноценный суверенитет в системе образования, заявила доктор политических наук профессор МГИМО Елена Пономарева 12 июня в интервью БелТА.
«Нас, во-первых, исключили из Болонской системы. Мне бы, конечно, больше по душе было, если бы мы сами из нее вышли. И получается, что мы оказываемся в ситуации перехода <…> на уникальную российскую систему», — рассказала Пономарева.
Однако по словам профессора, не понятно, кто будет формировать эту уникальную систему. «Те люди, которые сейчас оказываются не у дел из-за слома Болонской системы? Они другую систему формировали. Второй момент связан с тем, каковы основы этой новой системы будут. При том что вуз — это уже высшая ступень, но надо начинать все со школьной скамьи», — подчеркнула профессор.
Кроме того, она привела в качестве примера самый трудный вопрос для студентов политологов 4-го курса о том, сколько союзных республик было в СССР.
«Они прекрасно знают все западные концепции. Они тебе будут цитировать Вебера, Лассуэлла… Но они не знают историю своей страны», — сообщила она.
По словам Пономаревой, для студентов была открытием речь президента России накануне спецоперации, которая по сути была историческим часовым экскурсом.
«Потому что нет истории для политологов. Хотя история своей страны должна быть во всех гуманитарных и не только вузах. Они хорошо знают два языка. Но они не знают, кто был министром иностранных дел перед Лавровым. Я говорю про кузницу кадров. И это же получается не их вина, это беда нашей системы образования», — подчеркнула профессор.
По ее словам, из этих студентов сейчас готовят винтиков, обладающих инструментами анализа, но не понимающих сути проблемы. Таким образом, сегодня в Евросоюзе решения об экономических ударах по России принимают троечники, которые имеют такое же образование. «И мы сами своими руками таких же здесь выращивали. Поэтому важно, кто будет стоять у истоков концепции реформирования вузовской подготовки, повторяюсь, в контексте со школьным образованием. Это процесс, конечно, длинный», — пояснила эксперт.
Кроме того, профессор заявила, что Россия должна выйти на совершенно новый этап развития осознания себя в этом мире и обрести вновь полноценный суверенитет. По ее словам, Болонская система — это отсутствие суверенитета в системе образования.
«Без формирования нового человека, человека будущего, человека творца, ни о никакой независимости, ни о каком суверенитете не может идти речи. Поэтому мы можем только пожелать, что чиновники от науки все-таки будут решать не свои корыстные цели и задачи достигать, а будут выполнять волю президентов стран и ориентироваться на решение национально значимых задач. Задач, направленных на защиту наших государств», — заключила она.