Вице-президент РБА: библиотеки должны отказать читателю в навигации
Права на то, чтобы направлять читателя что-то читать, чтобы советовать читателю определенную литературу у работника библиотеки нет, считает директор Российской государственной библиотеки для молодежи, вице-президент Российской библиотечной ассоциации Ирина Борисовна Михнова, 7 октября сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
Она выступила как эксперт в рамках форсайт-сессии «Такие библиотеки нужны обществу», которая проходила 6 октября в Архангельске в Архангельской областной научной библиотеке имени Добролюбова.
Работа сессии происходила в формате мозгового штурма, когда каждый участник мог высказаться на тему будущего библиотек в стране и мире. Направляли ход мозгового штурма модераторы и эксперты. Эксперты не только предлагали темы для обсуждения, которые они формулировали в качестве выявленных ими трендов, но и подводили итоги.
«Жил-жил человек, пришел в библиотеку работать. И он почему-то начинает полагать, или ему вменяется в обязанность руководить чтением посетителя библиотеки, формировать его нравственные ценности. Но статус библиотекаря еще не дает ему права на это. Мы считаем, что библиотека — это пространство возможностей. А человек реализует эти возможности так, как считает нужным», — заявила Ирина Борисовна.
Таким образом она прокомментировала озвученное предложение участников сессии, согласно которому работник библиотеки должен обладать необходимой компетенцией, чтобы помочь читателю сориентироваться в большом потоке литературы.
Напоминаем, что советский и российский литературовед, литературный критик, телеведущий и радиоведущий Николай Дмитриевич Александров отметил в ходе форсайт-сессии внутреннюю закрытость библиотечного пространства. В качестве идеала открытости и расположенности работников к гостям он привел ресторан.
Напоминаем, что во второй половине XX века лавинобразное увеличение количества информации на планете получило название «информационный взрыв».
Подавляющее большинство из нас являются пользователями библиотек. Тем более удивительно, что сколь-либо заметного протеста со стороны читателей относительно возможной назойливости библиотечных работников нет. Очевидно потому, что этой назойливости просто не было. Данная проблема, возможно, имеет другие измерения. Может быть, качество образования работников библиотек в последеннее время снизилось, и они просто не обладают необходимой компетенцией для помощи читателям. Возможно, привычный нам уровень подготовки библиотечного работника должен быть изменен в новых условиях лавинообразного повышения количества публикаций. Но сокращение функций библиотеки в условиях, когда эти функции крайне необходимы, не может быть выходом. Выход видится в поиске новых алгоритмов навигации в нарастающем потоке публикаций, в расширении возможностей библиотек, которыми могут воспользоваться читатели.
(теги пока скрыты для внешних читателей)