Севастопольские родители обратились к детскому омбудсмену за помощью
Обращение с просьбой не допустить внедрения ювенальных норм в систему образования Севастополя направили представители общественной организации «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС) уполномоченному по правам ребенка в Севастополе Марине Песчанской. Об этом председатель регионального отделения РВС Екатерина Чепурная рассказала 25 марта корреспонденту ИА Красная Весна.
«Директор департамента образования Севастополя Михаил Родиков подписал приказ, в соответствии с которым в школах Севастополя должен быть создан так называемый родительский патруль. В его состав войдут родители, представители органов опеки и попечительства, администрации школ, а также МВД и КДН. В документе сказано, что целью нового органа является выявление „неблагополучных семей, в которых воспитание и содержание несовершеннолетних детей осуществляется ненадлежащим образом», — рассказала Чепурная.
По ее словам, документ составлен таким образом, что фактически позволяет вторгаться в любую семью для проведения так называемой профилактической работы. «К тому же, новый приказ изобилует огромным количеством неконкретных формулировок, под которые также может попасть практически любая семья», — отметила Чепурная.
«Родители Севастополя крайне обеспокоены данной инициативой. Поэтому мы направили нашему Уполномоченному по правам ребенка Марине Леонидовне Песчанской обращение с просьбой не допустить внедрения ювенальных норм в систему образования Севастополя. Мы также считаем, что необходимо организовать „круглый стол“ для обсуждения данного вопроса с приглашением представителей компетентных ведомств, директоров школ, социальных педагогов и представителей родительской общественности», — подчеркнула общественница.
«В одном из своих интервью заместитель директора департамента образования Севастополя Светлана Кириленко рассказала о том, что в 27 школах города уже создан и действует „родительский патруль“. В связи с этим мы также просим нашего детского омбудсмена выяснить, какими документами регламентируется деятельность „родительского патруля“ в этих школах и какие функции он выполняет», — подытожила Чепурная.
По словам председателя крымского отделения РВС Оксаны Хмуровой, подобные ювенальные инициативы, как правило, предлагаются обществу под благовидными предлогами.
«Чиновники нас уверяют, что такой патруль создается для помощи семьям, а не для отобрания детей. Мы слышим эти обещания еще с 2012 года. Но по факту оказывается совсем наоборот. Беби-боксы тоже лоббируют под песни о „слезе младенца“», — отметила Хмурова.
«Да, в Севастополе на сегодняшний день ситуация с внедрением ювенальных норм не такая фатальная, как в других регионах России. Можно даже сказать, что в Севастополе ювенальных случаев пока не было. Но это не значит, что через год в этих патрулях не будет злоупотреблений своими полномочиями. Опыт таких патрулей будут перенимать другие регионы. Страшно представить, что они будут из себя представлять в абсолютно проювенальных Пермской, Ленинградской, Московской областях», — резюмировала общественница.
Напомним, что Департаментом образования Севастополя 14 февраля 2018 года был принят новый приказ, предусматривающий выявление неблагополучных семей силами родителей. В соответствии с ним, в севастопольских школах, техникумах и профучилищах должен быть создан так называемый родительский патруль для «профилактики, предупреждения и пресечения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних», а также для «активизации профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении».
Отметим также, что многие представители родительской общественности обеспокоены принятием данного документа, так как видят в нем ювенальные закладки, разрушающие традиционные семейные ценности, а юристы нашли в нем нарушения Законодательства и Конституции РФ.
На первый взгляд, инициатива севастопольских чиновников по созданию так называемого родительского патруля может показаться здравой и справедливой, поскольку активные представители общественности, небезразличные к судьбам своих детей, во многих регионах нашей страны годами добиваются от властей инструментов для осуществления родительского контроля. Однако из подписанного севастопольским департаментом образования приказа следует, что в состав патруля могут войти не только родители, а и представители фактически любой структуры — «по необходимости». Таким образом, такой родительский патруль становится очередной фикцией и лишь иллюзией выразителя общественного мнения.
Более того, этот инструмент контроля, предоставленный местными властями севастопольским родителям, впоследствии может стать опасным ювенальным оружием, направленным на разрушение института семьи. Ведь данный документ, по факту, позволяет одним родителям следить за другими и выявлять «неблагополучные семьи», а также легализует доносы. Ведь в приказе четко прописано, что о результатах рейда, в том числе о выявленных «неблагополучных семьях», руководство школы обязано сообщить в органы опеки и правоохранительные органы.
Кроме того, вызывают сомнения многие формулировки, фигурирующие в документе. Возьмем, к примеру, пункт, в котором речь идет о «выявлении семей, в которых воспитание и содержание несовершеннолетних детей осуществляется ненадлежащим образом». Ни в тексте самого приказа, ни в приложении к нему нет ни слова о критериях «надлежащего» воспитания и содержания. Есть опасность, что главным критерием станет субъективная оценка членов родительского патруля. Это не говоря о том, что рейды такого родительского патруля могут стать средством решения личных конфликтов одних родителей с другими.
Такая ювенальная инициатива исполнительной власти Севастополя может вызвать массовые недовольства севастопольских родителей и стать мощным дестабилизирующим фактором.