Берлин оказался в ситуации, аналогичной началу XX века — Киссинджер

Моисей Бьянки. История (фрагмент). Около 1890
Моисей Бьянки. История (фрагмент). Около 1890

Политический центр тяжести в Европе неумолимо смещается в сторону Берлина, что бросает новый вызов руководству страны, заявил бывший госсекретарь США Генри Киссинджер, 15 июня передает Bloomberg.

По словам Киссинджера, проблема Германии заключается в том, как лучше всего использовать свою растущую мощь, не вызывая отчуждения своих соседей.

«Ведущая страна должна быть примером умеренности и мудрости в уравновешивании интересов всех стран» в Европе», — сказал Киссинджер, который в разгар холодной войны был советником США по национальной безопасности, а затем госсекретарем в администрации Никсона и администрации Форда.

Так называемый германский вопрос вновь возник в 1989 году, когда пала Берлинская стена, что повысило шансы на то, что воссоединившаяся нация станет каким-то образом самой густонаселенной страной Европы и ее крупнейшей экономикой.

По этой причине «ни британский, ни французский лидер не были в восторге от объединения Германии», которое произошло в октябре 1990 года, сказал Киссинджер.

Международное влияние Германии выросло после 2005 года при Ангеле Меркель, первом канцлере, выросшем в бывшей Восточной Германии, которая впоследствии выступала лидером Европейского союза дольше всех.

Киссинджер видит параллели с ситуацией конца XIX века, когда первый канцлер Германии Отто фон Бисмарк ушел в отставку, поставив только что объединенную страну на распутье.

«Трагедия», которая привела к двум мировым войнам всего несколько десятилетий спустя, заключалась в неспособности Германии признать собственную «трансформацию», сказал он, добавив, что «теперь она снова в этом положении», но с руководством, которому не хватает опыта войны или тоталитаризма.

«Сейчас мы находимся в тот момент, когда новая структура Европы должна быть создана на основе этой реальности, — сказал Киссинджер. — Это новый вызов для этого поколения».