Кургинян: большевики были наследниками Святой Руси
Большевики были наследниками Святой Руси как Третьего Рима и выразителями интраистории России, заявил политолог, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 26 марта на телеканале «TK Union».
Политолог напомнил о теории испанского писателя и философа Мигеля де Унамуно об интра- и экстраистории: «Есть история — как поверхность шарика, и на поверхности может что-то меняться. Внутри есть ядро, и в ядре остается то, что есть». Остающиеся неизменными внутри константы специалисты называют социокультурными кодами, отметил политолог.
Он сравнил такое понимание истории с живой клеткой: «У клетки есть ядро и периферия, какие-то внешние оболочки все время должны меняться, а что-то внутри должно отвечать за воспроизводство. Геном остается прежним».
Все, чем наполнена история России — «Святая Русь, Петербургская империя, которая, казалось бы, много отрицала от того, что было в этой Святой Руси, потом большевики, которые совсем отрицали империю, потом отрицание большевиков» — это все, по словам Кургиняна, относится к внешней, экстраистории страны, и не задевает ее внутреннюю историю, то есть интраисторию.
«Всё меняется, меняется иногда чудовищно, с точностью до наоборот. А на самом деле что-то остается, и после того, как эта буря проносится над этой экстраисторией, все говорят: „Батюшки! Всё совсем уже другое, да и неизвестно, есть ли“. Вдруг после этого оказывается, что оно всё восстанавливается каким-то странным образом так, как было», — пояснил Кургинян соотношение «внешней» и «внутренней» истории.
Эксперт напомнил, что, парадоксальным образом большевики, которые «всё, с точки зрения экстраистории, перелопатили и до неузнаваемости изменили», оказались наследниками Святой Руси. Они перенесли столицу страны обратно из Петербурга в Москву, восстановили патриаршество и сделали многое другое. «И заявили, что им Запад — не указ, и они движутся отдельным путем, восстановив тем самым во многом то, что называлось Третий Рим, Святая Русь», — подчеркнул Кургинян.
«Ощущение, что где-то вовне, на внешней части очень многое меняется и меняется иногда катастрофически, а внутри нечто остается, — это ощущение всегда возникает, когда ты всматриваешься в российскую историю», — подытожил лидер «Сути времени».
Напомним, Мигель де Унамуно (1864 — 1936) — испанский философ, писатель и поэт. С позиций экзистенциальной философии он определял в истории два уровня. Один уровень истории — формально-официальный, внешний, преходящий — это экстраистория. Другой уровень — подлинное, экзистенциальное, иррациональное, трансцендентное бытие — это интраистория, т. е. «внутренняя» история.
Эта интраистория, по Унамуно, хранит народный дух, отражается в языке, душе народа, культуре традициях быта, интуитивного фольклорного творчества.
На «внешнем» уровне истории происходят события, как волны, проходящие по поверхности моря, разъединяя людей или соединяя их только формально, считал Унамуно. Интраистория — это глубины моря, незаметная, каждодневная, экзистенциальная, подлинная жизнь народа, события, сохраняющиеся в глубинных слоях народной жизни, по-настоящему соединяющие людей.
В 1936 году, после прихода к власти диктатора Франко, Унамуно был помещен под домашний арест за публичное осуждение франкистского лозунга «Да здравствует смерть!» и вскоре умер.