«Ъ»: проект скоростной дороги Москва—Санкт-Петербург требует господдержки

Государственная поддержка в размере 750 млрд рублей требуется для реализации инфраструктурного проекта высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург, 21 апреля сообщает Коммерсантъ со ссылкой на обновленную финансовую модель проекта.

Отмечается, что данный проект может войти в обсуждаемый правительством пакет мер по активизации экономического роста в России на выходе из кризиса. С этой целью была обновлена финансовая модель ВСМ Москва — Санкт-Петербург.

Как выяснилось, для реализации данного масштабного проекта потребуется государственная поддержка в размере 750 млрд рублей. Данную сумму планируется привлечь за счет капитального гранта в размере 200 млрд рублей из комплексного плана модернизации инфраструктуры, займа в 380 млрд рублей из Фонда национального благосостояния (ФНБ), а также использования субсидированного кредита ВЭБ на сумму 170 млрд рублей.

Стоит отметить, что грант в размере 200 млрд рублей предполагалось потратить на модернизацию инфраструктуры в рамках другого проекта ВСМ Москва — Казань. Однако ранее от него было решено отказаться.

«Ъ» также отмечает со ссылкой на источник, что при общей потребности в финансировании ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом порядка 1,7 трлн рублей сбалансированность финансовой модели проекта обеспечивается лишь при государственном участии не менее 35%.

Инвестиции в ВСМ Москва — Санкт-Петербург в размере 192 млрд рублей запланировало ОАО «РЖД», 200 млрд рублей планируют вложить другие акционеры проекта. Ещё 436 млрд рублей планируется привлечь с помощью российских и международных банков и на 125 млрд рублей привлечь облигационный займ.

Стоит отметить, что строительство ВСМ намечено на период с 2020 по 2026 год. Обновленная модель предполагает выход проекта на операционную прибыль в 2027 году, в первый год эксплуатации, а на чистую прибыль — в 2033 году. Как ожидается, расчетная выручка проекта в 2030 году составит 147 млрд рублей, а в 2040 — уже 338 млрд рублей. При этом чистый дисконтированный доход (NPV) проекта составляет 686, 6 млрд рублей, а дисконтированный срок окупаемости (DPP) — 30,8 лет.

Как отмечает «Ъ», по расчетам РЖД, в 2030 году пасажиропоток между Москвой и Санкт-Петербургом составит 16,3 млн человек.

Напомним, в апреле 2019 года президент России Владимир Путин принял решение отложить проект ВСМ Москва — Казань в резерв и сконцентрировать усилия на проекте ВСМ Москва — Санкт-Петербург как на более экономически целесообразном.

8 марта 2020 года Марат Хуснулин, заместитель премьер-министра России Михаила Мишустина, заявил, что реализация проекта по строительству высокоскоростной железнодорожной магистрали из Москвы в Казань отложена по причине необходимости больших финансовых инвестиций и проверки величины пассажиропотока.