В ВШЭ объяснили, для чего нужно цифровое портфолио
Цифровое портфолио должно стать приложением к единому государственному экзамену (ЕГЭ), в котором будут учитываться индивидуальные достижения школьника, заявил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов 7 июня в интервью газете «Известия».
По мнению Кузьминова, родители не считают ЕГЭ справедливым экзаменом потому, что он не учитывает индивидуальные особенности ребенка: «Почему каждый второй родитель ругает ЕГЭ? Поскольку уверен, что его ребенок самый лучший, что справедливо, кстати. Он наверняка в чем-то самый лучший. А ЕГЭ эту индивидуальную черту игнорирует».
Ректор ВШЭ сообщил, что обратился к правительству РФ с просьбой ввести цифровое портфолио, в котором бы учитывались особенности каждого ребенка. «Поэтому мы сейчас предлагаем правительству, чтобы каждым ребенком (родителями, пока он маленький) велся такой цифровой дневник, куда заносились бы все его достижения: олимпиады, стажировки, спортивные соревнования, музыкальные выступления, социальная активность. В общем, любое публичное достижение на определенном этапе можно было бы — по желанию — записать в свое цифровое портфолио. И потом приложить его к ЕГЭ», — заявил он.
Ранее, 7 октября 2020 года, министр просвещения РФ Сергей Кравцов сообщил, что в цифровой образовательной среде (ЦОС) будет отслеживаться «цифровая биография» ученика. Впоследствии он уведомил, что это электронное портфолио нужно для поступления в вуз.
23 мая 2021 года глава Рособрнадзора Анзор Музаев сообщил, что ведомство готовит альтернативный формат проведения ЕГЭ, который должен появиться в ближайшем будущем. Речь идет об ученическом портфолио «Мои успехи», где школьник будет собирать подтверждающие документы о своем участии в мероприятиях разного уровня.
Напомним, 9 декабря правительство РФ приняло постановление о проведении в регионах РФ эксперимента по внедрению ЦОС.
Кузьминов пытается обосновать введение цифрового портфолио стремлением к справедливости, однако это большое лукавство. Все достижения школьников и сегодня учитываются при поступлении в вузы. Единственное отличие от того цифрового портфолио, которое рекламирует ректор ВШЭ, — они в бумажном виде.
За его словами о справедливости стоит попытка прикрыть внедрение ЦОС в школы, результатом чего будут не только цифровые технологии, о вреде которых для детей предупреждают ученые. Еще одним следствием цифровизации школы станет создание базы данных, в которой будет зафиксирован буквально каждый шаг ребенка, а не только его достижения. Человек тем самым будет помещен в своего рода «цифровую клетку», вся его жизнь в которой — «индивидуальная траектория» — будет предопределена искусственным интеллектом.