1. За рубежом: реальный мир
Вашингтон, / ИА Красная Весна

Сохранится ли Земля, когда погаснет Солнце? Прогноз астрофизиков

Изображение: Алексей Карачевцев © ИА Красная Весна
Звездное небо

Что произойдет с Землей, когда погаснет наше Солнце? Ответ на этот вопрос может дать недавно открытая планетная система, расположенная на расстоянии 4000 световых лет от нас, в которой объект земного типа вращается вокруг остатков звезды, подобной нашему светилу. Об этом пишет 29 сентября портал Study Finds.

Представьте себе Землю не как известный нам яркий, поддерживающий жизнь оазис, а как замерзший, пустынный мир, вращающийся вокруг тусклого отблеска того, что когда-то было звездой, подобной нашему Солнцу. Так происходит в недавно открытой системе, в которой планета земной массы обращается вокруг белого карлика на расстоянии, примерно вдвое превышающем текущую орбиту Земли вокруг Солнца. И это один из вариантов участи, ожидающий нашу планету в отдаленном будущем.

История этого открытия начинается с небесного фокуса, известного как гравитационное микролинзирование. В 2020 году астрономы зафиксировали кратковременное свечение далекой звезды, тысячекратно усиленное гравитацией расположенной неподалеку планетной системы. Эта космическая линза, получившая название KMT-2020-BLG-0414, показала не одно, а три небесных тела: звезду массой примерно в половину массы нашего Солнца, планету размером с Землю и гораздо более крупный объект, примерно в 17 раз превышающий массу Юпитера — вероятно, коричневый карлик (неудавшаяся звезда).

Однако истинная природа этой системы оставалась окутанной тайной до тех пор, пока Кеминг Чжан, бывший докторант Калифорнийского университета в Беркли, и его коллеги не рассмотрели ее поближе с помощью мощного телескопа Keck II на Гавайях. То, что они обнаружили— или, скорее, чего не нашли — стало ключом к разгадке секретов системы.

«Наши выводы основаны на исключении альтернативных сценариев, поскольку обычную звезду было бы легко увидеть, — объясняет Чжан в пресс-релизе. — Поскольку линза темная и имеет малую массу, мы пришли к выводу, что это может быть только белый карлик».

Это отсутствие света рассказало захватывающую историю: звезда в центре этой системы уже прожила свой жизненный цикл на главной последовательности, превратилась в красного гиганта и, наконец, приняла свое нынешнее состояние белого карлика — плотного остатка звезды размером с Землю.

Последствия этого открытия выходят далеко за рамки астрономии. Это космический хрустальный шар, показывающий один из возможных исходов для Земли по мере старения нашего Солнца. Примерно через миллиард лет наша звезда начнет увеличиваться, потенциально поглощая внутренние планеты и выталкивая внешние, включая Землю, если она выживет, на более широкие орбиты.

«В настоящее время у нас нет единого мнения о том, сможет ли Земля избежать поглощения красным гигантом Солнцем через 6 миллиардов лет», — отмечает Чжан. — В любом случае, планета Земля будет пригодна для жизни только около миллиарда лет, после чего океаны Земли испарятся из—за безудержного парникового эффекта — задолго до того, как возникнет риск быть поглощенными красным гигантом».

В то время как судьба нашей планеты остается неопределенной, система KMT-2020-BLG-0414 предоставляет доказательства того, что миры, подобные Земле, действительно могут пережить бурные заключительные акты существования своих звезд. Это свидетельство жизнестойкости планет и напоминание об огромных временных масштабах, в которых разворачиваются космические драмы.

Это открытие — нечто большее, чем просто научный курьез, это глубокое размышление о нашем месте во Вселенной и конечной судьбе нашего космического дома. Когда мы смотрим в ночное небо, мы видим не просто далекие звезды и планеты; мы видим возможное будущее, космические открытки, сделанные через миллиарды лет, пишет Study Finds.

Пока человечество размышляет о своем далеком будущем, Чжан дает проблеск надежды, хотя и отдаленный. Даже если Земля не переживет фазу превращения Солнца в красного гиганта, внешняя Солнечная система может стать для неё удивительным убежищем.

«Когда солнце превратится в красного гиганта, обитаемая зона сместится к орбитам Юпитера и Сатурна, и многие из этих спутников станут планетами с океанами, — заключает он. — _Я думаю, в этом случае человечество могло бы мигрировать туда».