Как политика вмешивается в философию: в Москве показали фильм об Ильенкове
Показ и обсуждение документального фильма «Ильенков» прошли в культурно-просветительском центре «Архэ», сообщает 27 октября корреспондент ИА Красная Весна.
Фильм рассказывает о биографии и деятельности выдающегося советского философа Эвальда Васильевича Ильенкова и снят режиссером Александром Рожковым. Пояснительный текст, в частности, читает воспитанник Ильенкова в Загорском интернате для слепоглухих детей, известный психолог и философ Александр Васильевич Суворов.
Отвечая на вопрос о целях работы, режиссер рассказал, что сейчас стало очень модным изучать мозг с целью якобы выявления талантливых детей и, соответственно, отсева «неизбранных». Ильенков категорически отвергал эту практику. Результаты работы коллектива Ильенкова со слепоглухими доказали, что талантлив каждый человек, и стать творческой личностью могут люди даже с глубокой сенсорной депривацией.
Режиссер Александр Рожков также рассказал, что планирует продвигать фильм в академических кругах. Ближайший показ «Ильенкова» планируется в ноябре этого года в Лондоне. Также фильм уже был показан на Гегелевском конгрессе в Финляндии. Режиссер отметил, что это говорит о востребованности идей Ильенкова в зарубежном философском сообществе.
Бесплатный доступ к фильму широкого круга интересующихся в России — например, в интернете — не планируется. Более того, режиссер считает это вредным для фильма.
Отметим, что через весь фильм проходит мысль о том, что И. В. Сталин «коммунизм превратил в тоталитаризм», и после смерти Сталина руководство Советского Союза так и не смогло это исправить. Сам же Ильенков, по мнению авторов фильма, видел цель своей деятельности именно в борьбе с «тоталитарной» политикой государства.
Напомним, что Эвальд Васильевич Ильенков — выдающийся советский философ. Особое внимание уделял марксистско-ленинской теории и философским вопросам гармоничного развития личности. Помимо научной деятельности, Э. В. Ильенков работал с А. И. Мещеряковым в Загорском интернате для слепоглухонемых детей. Эта работа доказала, что даже слепые и глухие от рождения дети могут быть полноценными членами общества и творческими людьми, если обеспечить им правильные воспитание и обучение.
Отношение современной российской творческой интеллигенции к советскому периоду нашей истории в значительной степени обусловлено поражением СССР в Холодной войне.
Одним из самых устойчивых результатов психологической обработки населения в ключе «борьбы с тоталитаризмом» стала путаница между подавлением общества с помощью репрессивных органов и проявлением разумной самодисциплины ответственных граждан. Результаты «антитоталитарной» отмены воспитания, коллективной саморегуляции в школах мы видим в новостях о «колумбайнах» в России.
Другой устойчивый результат — ориентация российской творческой интеллигенции на западного потребителя. В частности, Александр Рожков, очевидно, не имея возможности вывозить на Запад материальные ресурсы из России, стремится экспортировать гуманитарные наработки советской педагогической школы, например Эвальда Ильенкова. При этом Рожков игнорирует социальный и идейный контекст, сделавший возможным уникальные результаты Загорского интерната — речь о разделяемой всеми участниками воспитательного процесса установки на целостное восхождение человека.
Эвальд Ильенков выступал категорически против одностороннего развития по какой-то узкой специализации, поскольку делает человека хоть и великолепным, но всё-таки винтиком. Как выдающийся советский философ, он выступал за гармоничное развитие каждого человека. Без развития во всех сферах жизни, по его мнению, человек становится не личностью, а «профессиональным кретином».
В 1968 году в очерке «Об идолах и идеалах» Ильенков писал: «Клоун, потешающий публику в цирке, вынужден тренировать себя как клоуна круглые сутки, не зная отдыха, иначе он не выдержит конкуренции с другими, более усердными клоунами и опустится на ступень ниже, наденет униформу уборщика вместо шутовского колпака с бубенчиками. И поэтому он всегда и всюду — только клоун. Ни на что другое у него уже нет ни времени, ни сил. Точно то же буржуазное общество делает и с банкиром, и с высокооплачиваемым лакеем, и с инженером, и с математиком».
С такими оценками продать Ильенкова на Запад «целиком» невозможно, поэтому создаются информационные продукты, в которых прикладные достижения советской гуманитаристики смешиваются с антисоветскими мифами в нужной пропорции.