В Санкт-Петербурге прошла конференция, посвященная святителям Руси
IV историко-просветительская конференция «Святители Руси. 1917–2017 г.г. — уроки столетия» состоялась 19 октября в Санкт-Петербурге в рамках форума «Добрый пастырь», сообщает корреспондент ИА Красная Весна.
Конференция прошла при поддержке городских властей. Были зачитаны приветствия Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко и председателя Законодательного собрания Вячеслава Макарова.
Епископ Кронштадтский Назарий, приветствуя участников конференции, отметил, что события такого масштаба, какими были революционные события 1917 года, не заканчиваются столетием. Они эпохальные и до сих пор влияют на будущее. Священник подчеркнул что не всё в советское время было трагическим, однако в отношении церкви это была трагическая эпоха.
С приветствием к участникам конференции выступил также глава Центрального района Санкт-Петербурга Андрей Хлутков, который призвал общество разобраться в происходивших событиях, чтобы преодолеть раскол. Он привел результаты опроса ВЦИОМ, показавшие, что общество расколото: 45% населения в настоящее время считают, что Октябрьская революция выражала интересы большинства населения страны, тогда как 43% придерживаются противоположной позиции. Андрей Хлутков отметил, что в основе строительства будущего должен лежать не красный или белый подход, а особый цивилизационный код России. Чиновник подчеркнул уникальность России, чья судьба свидетельствует о близости народа к Богу. По мнению Хлуткова, путь, пройденный нашей страной, показал, что цели и смыслы жизни русских людей отличаются от таковых у других народов. Особенностью российского подхода является ориентация на внутреннюю жизнь человека, а не на прибыль. Андрей Хлутков отметил, что одной веры мало для избегания ошибок прошлого и объединения расколотого общества. Он подчеркнул, что необходима разработка единого мировоззренческого подхода, основанного на духовно-нравственных принципах.
Одним из предметов внимания конференции стал Поместный Собор 1917–1918 годов, восстановление патриаршества и другие вопросы, которые решались на Соборе. Так, представитель Новоспасского монастыря Александр Мраморнов сообщил, что судьба членов Собора, которых было около шестисот, известна не для всех, и подчеркнул важность розыска биографических сведений о соборянах. Протоиерей Максим Кокарев на основании документов Собора раскрыл вопрос о решениях, касающихся выборности епископата. Иерей Илья Соловьев отметил, что на Соборе были озвучены и обсуждались накопившиеся за века проблемы в дисциплине и духовенства, и мирян. Например, обязательное ношение церковного одеяния было тягостно для священников, многие из которых были вынуждены зарабатывать на жизнь вне церкви. Большой проблемой было также несоблюдение большинством населения религиозных постов. Предлагались различные пути решения этих и многих других проблем, однако они не были решены из-за того, что внимание Собора было переключено на политические события.
Второе отделение конференции посвящалось судьбам святителей Руси. В частности, был зачитан доклад не имевшего возможности прийти на конференцию доктора исторических наук, профессора СПбГПУ Кашеварова Анатолия Николаевича, «Позиции Патриарха Тихона в Гражданской войне 1918–1919 гг.». В докладе было отмечено изменение позиции Церкви по отношению к законам советской власти, в том числе, благодаря инициативе Патриарха. Например, если первоначально декрет об отделении школы от Церкви, а Церкви от государства вызвал бойкот духовенства, то с конца 1918 — начала 1919 годов духовенство (и высшее, и рядовое) требовало выполнения этого декрета. В дальнейшем по инициативе Патриарха Тихона Высший верховный Совет и Синод стремились к компромиссу с советской властью, и фактически наблюдался переход к признанию советской власти и отстаиванию церковных интересов на базе светских законов. Анатолий Кашеваров указал в докладе, что Патриарх Тихон призывал к прекращению междоусобных столкновений и отказался благословить белое движение, хотя были свидетельства, что он белым сочувствовал. В сентябре 1919 года во время успешного наступления Деникина Патриарх Тихон выпустил послание, указывающее, что священники не должны вмешиваться в политическую жизнь и по собственной инициативе встречать вход белых в населенные пункты колокольным звоном. Патриарх призвал в этом послании духовенство не подавать никаких поводов, оправдывающих подозрительность советской власти, и подчиняться ее велениям. Тихон подчеркивал, что признаёт советскую власть, однако отношение к ней он изменит, только если власть изменит отношение к церкви.
Напомним, что форум «Добрый пастырь», посвященный 100-летию революции и 100-летию восстановления Патриаршества в России, проходит в Санкт-Петербурге с 18 по 21 октября. Его организаторами выступили Александро-Невская лавра, храм святителя Петра митрополита Московского и Центр культурных проектов «Кифа» при поддержке Правительства Санкт-Петербурга. Форум преследует историко-просветительские и благотворительные цели.
На конференции прозвучали слова организаторов о том, что Октябрьская революция открыла трагические страницы в истории Церкви. Однако, к сожалению, вопросы о причинах, почему революция так разрушительно сказалась на положении Церкви в обществе, не поднимались. На прошедшем 16 октября, в предверии открытия форума «Добрый пастырь», круглом столе иерей Димитрий Пономарев сообщил участникам, что после того, как Временное правительство отменило обязательное причащение в армии, 90% военнослужащих прекратило причащаться. Это значит, что упадок веры начался задолго до революции, что, несомненно, повлияло на отношение государства к церкви во времена революционных реформ. Выяснение причин такого упадка важно для извлечения уроков из прошлого.