Швейцарский миллиардер вложил деньги в поддержку демократов в США
Berger Action Fund — это фонд, направляющий богатство Хансйорга Висса, швейцарского миллиардера, в мир американской политики и политиков, сообщило 4 апреля агентство Associated Press.
Как иностранному гражданину, Виссу запрещено делать пожертвования кандидатам или политическим комитетам от своего имени. Но он обходит запрет при помощи сети некоммерческих групп, которые вкладывают миллионы долларов в фонды и кандидатом Демократической партии США. Таким группам не нужно раскрывать источник своего финансирования или много подробностей о том, как они тратят пришедшие к ним средства.
Новые доступные налоговые документы показывают, что пожертвования Висса через Berger Action Fund, который описывает себя как выступающий за «решение некоторых из самых больших проблем нашего мира», увеличились в 2021 году до $72 млн, закрепив за Виссом статус мегадонора, поддерживающего демократов.
Представители Висса настаивают на том, что они соблюдают законы, регулирующие пожертвования иностранных граждан, и ввели строгую политику, ограничивающую использование пожертвований для «защиты интересов», а не для предвыборной деятельности. Но тот факт, что деньги нельзя отследить публично, подчеркивает сложность проверки таких утверждений.
Те же самые группы помогли финансировать усилия по поднятию повестки дня президента Джо Байдена и заплатили за телевизионную рекламу кандидатов от Демократической партии в конгресс перед прошлогодними промежуточными выборами.
В одной рекламе, оплаченной группой, которую финансировал Висс, сенатора Мэгги Хассан хвалили за помощь в принятии поддерживаемого Байденом законопроекта с положениями о зеленой энергетике. «Некоторые политики просто игнорируют этот кризис, — говорят рассказчики. — Мэгги Хассан только что что-то предприняла».
После критики республиканцев за использование темных денег группы демократов потратили таких денег в 2020 году гораздо больше, чем республиканцы.
«Вся система в настоящее время построена на том предположении, что мы можем поверить этим некоммерческим группам на слово. Реальность такова, что на самом деле не существует эффективного надзора за тем, чтобы деньги иностранного гражданина не попали в предвыборную политику», — сказал Саурав Гош, директор Campaign Legal Center, базирующейся в Вашингтоне беспартийной наблюдательной группы.
Висс, живущий в Вайоминге, родился в Берне, Швейцария, в 1935 году. Но в молодости он влюбился в США, привлеченный суровой красотой американского Запада.
После окончания Гарвардской школы бизнеса Висс работал в сфере текстиля и в автомобилестроительной компании Chrysler. Позже он сколотил состояние, которое в прошлом году журнал Forbes оценил в $5 млрд, после создания производителя медицинского оборудования Synthes USA, которое было продано Johnson & Johnson примерно за $20 млрд в 2012 году.
Теперь он больше всего связан с экологическим активизмом, основав в 1998 году Фонд Висса, «чтобы гарантировать, что культовые западные пейзажи, которые его вдохновили, защищены для всех». В 2007 году он расширил свои пожертвования, создав фонд Berger Action Fund, который, как показывают записи, с 2016 года пожертвовал $339 млн левым НКО.
Согласно налоговым документам и заявлению группы, из $72,7 млн, пожертвованных в 2021 году фонду Berger Action Fund, $62,7 миллиона долларов пошли двум группам, которые были сосредоточены на обеспечении общественной поддержки повестки дня Байдена.
«Berger Action Fund и Фонд Висса обязуются соблюдать все правила, регулирующие их деятельность, и установили строгую политику, запрещающую использование их средств для участия в голосовании, регистрации избирателей, поддержки или оппозиции кандидатам или политическим сторон», — говорится в сообщении группы.
В период с 1990 по 2006 год Висс пожертвовал $119 тыс. напрямую кандидатам и политическим комитетам, как ранее сообщала The New York Times. Висс не обратился к вкладам. Срок давности для предъявления каких-либо обвинений давно прошел, и Федеральная избирательная комиссия, которая обеспечивает соблюдение законов о финансировании избирательных кампаний, отказалась принимать против него меры.
С тех пор, как он переключил свое внимание на некоммерческие организации, две тесно связанные организации, играющие роль в демократической политике, стали одними из крупнейших получателей денег Висса.
Фонд Sixteen Thirty Fund и New Venture Fund — две организации, имеющие одного и того же учредителя, адрес и управляющую компанию — в совокупности получили $245 млн, пожертвованных группами Висса с 2016 года, как показывают налоговые отчеты.
Эти организации были созданы более десяти лет назад Эриком Кесслером, бывшим чиновником администрации Клинтона и наследником состояния, связанного с производством автомобильных запчастей.
«Почти все пожертвования, которые мы получаем, предназначены для конкретных проектов или целей; многие пожертвования не могут быть использованы для предвыборной деятельности; и каждый взнос используется в соответствии со всеми руководящими принципами, правилами и законами», — говорится в заявлении Эми Курц, президента Sixteen Thirty Fund.
New Venture Fund создан для более традиционной некоммерческой деятельности, в то время как Sixteen Thirty Fund, получивший $208 млн от Висса с 2016 года, более явно ориентирован на политическую арену. Молли МакЮсик, президент Wyss' Berger Action Fund, в прошлом была директором фонда Sixteen Thirty.
Фонд Sixteen Thirty жертвует напрямую политическим комитетам, но он также жертвует другим некоммерческим группам, которые жертвуют деньги политическим комитетам или платят за телевизионную рекламу, поддерживающую конкретных кандидатов или дела, показывают налоговые декларации и раскрытие информации о финансировании избирательных кампаний.
Прошлым летом штатные поверенные FEC заявили, что Sixteen Thirty Fund должен быть обязан зарегистрироваться в качестве политического комитета, а это отличие потребует более подробного раскрытия информации об источниках финансирования фонда.
Рекомендации были вызваны жалобой, поданной консервативной группой против Висса, его некоммерческих организаций, Sixteen Thirty Fund и New Venture Fund. Члены комиссии в конечном итоге отклонили жалобу, хотя двое из них пообещали более тщательно изучить такие группы.
В меморандуме пять адвокатов FEC отметили, что группы, которым было отказано в пожертвованиях от некоммерческих организаций Висса, использовались для открытой политической деятельности, такой как оплата рекламы или предвыборная деятельность. Но группы также отказались сообщить подробности о том, какие методы они применяют для обеспечения того, чтобы деньги не использовались таким образом, говорится в меморандуме.
Обвинения, включенные в два недавних иска, поданных против New Venture Fund, обвиняют организацию, которая имеет ту же фирму по соблюдению правовых норм, что и Sixteen Thirty Fund, в искажении информации донорам или несоблюдении строгих мер контроля, которые, по ее словам, она приняла.
Один бывший подрядчик, Сара Уокер, утверждала в федеральном иске 2022 года, что проект New Venture Fund, где она работала исполнительным директором, неоднократно использовал «не облагаемые налогом взносы» для субсидирования «накладных расходов и выплаты компенсаций многочисленным сотрудникам, которые выполняли большую часть работы» на политической арене.
В заявлении президента New Venture Fund Ли Боднера говорится, что обвинения «беспочвенны». «Кроме того, как и любая организация 501©(3), мы не участвуем в какой-либо предвыборной работе», — сказал Боднер.
Висс также сделал пожертвование другой некоммерческой организации Fund For A Better Future, которая с 2016 года получила $101 млн. В 2021 году проект «Фонда за лучшее будущее» под названием Climate Power возглавил кампанию, которая помогла профинансировать рекламу на миллионы долларов в поддержку инициативы Байдена Build Back Better.
Кроме того, Climate Power потратила около $5,3 млн на рекламу в поддержку около 30 демократов в палате представителей в последние месяцы перед промежуточными выборами 2022 года, как показывают раскрытия информации о финансировании избирательной кампании. Сам Fund For A Better Future утверждает, что «тщательно отслеживает и контролирует свои доходы и расходы, чтобы убедиться, что мы соблюдаем юридические ограничения и любые ограничения, наложенные на средства, которые мы получаем от доноров».