1. Политическая война
  2. Ситуация на Балканах
Сараево, / ИА Красная Весна

Политики Боснии высказали скепсис по поводу нормализации ситуации в стране

Йозеф Ганула. Политики. 1937
Йозеф Ганула. Политики. 1937

Политики Боснии и Герцеговины (БиГ) оценили возможность урегулирования политического кризиса в ближайшее время, как маловероятную, 23 января сообщает радио и телевидение БиГ.

В конце следующей недели представители европейской и американской администраций прибудут в Боснию и Герцеговину для проведения нового раунда переговоров об изменениях в законе о выборах в БиГ. Могут ли новые решения и модели, предложенные партиями по вопросу изменений, а также разблокирования государственных институтов, решить политический кризис? Или будут способствовать углублению кризиса — за счет новых условий и ультиматумов? Кто готов идти на компромисс, а кто нет?

Лидер партии «Содружество независимых социал-демократов» (СНСД) Милорад Додик готов вести переговоры о возвращении в госучреждения только в том случае, если оппозиция в Республике Сербской согласится с его доводами. Пока оппозиция придерживается выводов Национального собрания, а Додик поставил новое условие выхода из кризиса.

«Если они хотят урегулировать эту проблему вокруг истории наказаний и преступлений, мы можем вести диалог на эту тему. Этот диалог с нашей стороны будет включать в себя запрет на любое называние Республики Сербской творением геноцида и обвинение сербского народа в геноциде», — сказал Милорад Додик.

Хорватский народный союз (ХНС) БиГ подготовил новое предложение о поправках к закону о выборах, которое, по их словам, будет приемлемо для всех. В противном случае они объявляют о неучастии хорватских партий в выборах. Председатель ПДД Бакир Изетебгович говорит, что они готовы принять модель, которая будет опираться на волю большинства составляющих страну народов для избрания членов президиума БиГ, но при этом необходимо обеспечить выполнение постановлений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). По его словам, придется искать компромисс, но он сомневается, что это возможно в ближайшие несколько недель.

«Мы все согласны с тем, что эти модели полностью устраняют всякую дискриминацию с юридической стороны, согласно решениям ЕСПЧ, а также согласно решению Конституционного суда БиГ, я думаю, что я объективен и делаю однозначный вывод, что это приемлемо для всех, и я верю, что мы сможем решить эту проблему к концу января», — сказал член ХНС БиГ Илия Цвитанович.

Оппозиция из Федерации БиГ говорит, что пока институты Боснии и Герцеговины заблокированы, а Республика Сербская принимает антиконституционные акты, нет необходимости обсуждать какие-либо другие вопросы, даже изменения в Законе о выборах. При этом предложения ХНС БиГ они считают шантажом.

«Я думаю, что шантажом в этой стране ничего нельзя сделать. Я даже думаю, что шантаж, с другой стороны, порождает новую злобу и удерживает нас в статус-кво», — сказал Саша Магазинович из Сербской демократической партии.

По оценке политолога Бодо Вебера, за переговорами в Боснии и Герцеговине не стоит весь Евросоюз. Он подчеркивает, что переговорщики из ЕС не столько поддерживают миссию, которая основана не на ценностях и принципах, сколько заботятся о личных мотивах.

«Кого на самом деле представляют эти представители ЕС? Если нужно дать ответ на этот вопрос, то позвольте мне выразиться несколько недипломатично, речь идет о ренегатах из институтов Европейского Союза. То, как годами велись переговоры в Мостаре, таинственным образом, за закрытыми дверями, с различным давлением на внутриполитических акторов, какими-то грязными делами, действительно показало, о каких переговорах идет речь», — говорит Вебер.

Политический кризис, длящийся годами, показал, что об интересах граждан уже никто не говорит, потому что интересы партий стоят на первом месте.