Премьер-министр Пакистана вернул себе пост главы ключевого комитета по экономике
Пост председателя исполкома Национального совета по экономике (ECNEC) Пакистана вновь занял премьер-министр Пакистана Шехбаз Шариф, отстранив от этой должности главу минфина Мухаммеда Аурангзеба, 15 июня сообщило агентство Express Tribune.
Сообщалось, что ранее Шариф предпринял попытку назначить на этот пост бывшего министра финансов (а ныне главу МИД и вице-премьера) Исхака Дара, который считается ближайшим сподвижником и доверенным лицом верховного лидера правящей партии «Пакистанская мусульманская лига — Наваз» (ПМЛ-Н) Наваза Шарифа.
Следует отметить, что до этого руководство ПМЛ-Н пыталось назначить Дара министром финансов, чтобы усилить свое влияние на экономический и финансовый блоки правительства. Однако противодействие со стороны ее созников, в первую очередь — «Пакистанской народной партии» (ПНП), которую возглавляет нынешний президент Пакистана Асиф Али Зардари, оказалось слишком серьезным, чтобы это назначение удалось провести через парламент.
Однако попытки усилить влияние экс-министра финансов (а через него, отметим на полях, и Наваза Шарифа) на экономику ПМЛ-Н не оставляет. В частности, ранее Дар уже получил совсем не свойственный его статусу главы МИД пост главы Национального комитета по приватизации. Этот комитет в настоящее время решает масштабный вопрос о проведении большой приватизации государственных предприятий Пакистана. Здесь — в пользу Исхака Дара — был опять же «отодвинут» министр финансов Аурангзеб, которому это назначение было как раз по статусу.
Напомним, ECNEC является уполномоченным органом для принятия решений о проведении крупнейших проектов развития Пакистана стоимостью от 10 млрд рупий (3,5 млрд руб.). В частности, на повестке дня стоит одобрение проекта строительства крупнейшего железнодорожного пути, который должен соединить столицу южного Синда, Карачи, со столицей Хайбер-Пахтунхвы, Пешаваром, на севере страны.
Проект, названный «Основная линия — 1» (ML-1), оценивается в $6,7 млрд (595 млрд руб.). Он является ключевым пунктом в реализации второй логистической фазы Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК), причем надо отметить, что его согласование откладывалось с 2018 года.
Кроме того, речь идет о согласовании строительства шоссе Каракорум стоимостью в $2 млрд. Этот проект, наряду с ML-1, давно ждет финансового согласования со стороны ECNEC после того, как их одобрил Центральный комитет по развитию (CDWP).
Проблема состоит в том, что министерство финансов не горит желанием выделять на проекты развития в 2024/25 финансовом году более 1 трлн рупий (350 млрд руб.), однако за счет вмешательства премьер-министра Шарифа данная цифра уже была увеличена до 1,4 трлн. Это означает, что минфину придется изыскивать еще 400 млрд рупий (140 млрд руб.) в виде дополнительных налогов и сборов.
В противном случае под вопросом окажется судьба важных переговоров с МВФ об открытии для Пакистана новой программы расширенного финансирования (EFF) на $8 млрд (715 млрд руб.), которую страна очень хочет заполучить сроком на три года.
Так что взаимодействие Пакистана с Китаем снова оказывается поперек взаимоотношений между Пакистаном и МВФ, то есть вопрос о назначениях в рамках правительства Пакистана выходит за рамки внутренних противоречий между функционерами или даже партиями.