Либеральная идея провалена, но возврат к СССР еще хуже — музыкант Кортнев

Борис Ефимов. В ресторане «Союз труда и капитала». 1951
Борис Ефимов. В ресторане «Союз труда и капитала». 1951

Наблюдаемый в России застой в искусстве является отображением застоя в реальной общественной жизни, сообщил лидер группы «Несчастный случай» Алексей Кортнев 12 октября в интервью изданию «Московский комсомолец».

Причиной застоя в общественной жизни Кортнев считает в первую очередь возвращение «власть предержащих» «к образцам Советского Союза». Перспективу такого возврата музыкант считает чудовищной. «Это чудовищная перспектива, потому что если вести огромную страну с ядерным потенциалом в сторону возвращения к советским догмам, то это путь в пропасть», — заявил Кортнев.

В то же время, считает музыкант, и либеральная идея себя изжила. Так, обсуждая толерантность, которую музыкант считает одним из собственных жизненных приоритетов, Кортнев признал перерождение, в частности, идеи толерантности до ее противоположности.

«Вообще в мире понятия демократии, либерализма, толерантности сейчас доводятся чуть ли не до собственной противоположности. Считается, что нормально быть либеральным и заставлять другого человека быть либеральным. Быть толерантным и заставлять вплоть до пыток, убийств, избиений другого человека быть толерантным. Это как возможно? Это то, что меня бесит в современном мире, причем очень сильно бесит», — сокрушается Алексей Анатольевич.

Музыкант констатировал также и очевидный провал либеральной идеи в целом. В частности, Кортнев заявляет, что несколько лет тому назад он понял, что либеральную идею «мы всем миром» с треском провалили. Пандемия же, по мнению Алексея Анатольевича, лишь подтвердила столь сокрушительный провал.

«А ковид это (провал либеральной идеи — прим. ИА Красная Весна) подтвердил. Даже перед очевидной угрозой, в первую очередь для экономики, человечество не смогло никак объединиться. Даже вакцину друг друга не могут признать. Очевидно, либеральная идея провалилась, и человеческий маятник Фуко качнулся в другую сторону», — рассуждает Кортнев.

Развитие, считает Кортнев, возможно только в условиях преодоления, протеста, то есть среды, которая «задевает», что может являться единственным условием для происхождения гения как идеи и гения как личности.

«Гений, — отмечает музыкант, — должен жить в постоянном дискомфорте». По мнению Кортнева, гения должно все «задевать».

Излишний же комфорт музыкант противопоставляет гениальности. В частности, в противоположность гению и гениальности Алексей Анатольевич приводит пример собственного застоя. Застой в его творчестве, считает Кортнев, обусловлен его же собственным комфортом, в котором, в отличие от условий гениальности, уже нет ничего, что «задевает».

«А меня уже ничего не задевает. У меня не только кожа есть, на мне еще 15 кг жира, нажитые к 55 годам, пятеро детей, дома, дачи, автомобили… Что мне писать? Какой, на фиг, рок-н-ролл? Какая музыка протеста? Против чего я протестую? Против того, как живу? Не буду я этого делать ни в коем случае», — констатирует Алексей Анатольевич.