Новый порядок сбора доказательств обрушивает базовые принципы МУС — юрист
Объявленные Международным уголовным судом (МУС) новые руководства по сбору доказательств и документирования преступлений идут вразрез с общепринятыми базовыми принципами уголовного судопроизводства, заявил 15 июля юрист Олег Барсуков в комментарии ИА Красная Весна.
Он прокомментировал объявленную накануне МУС повестку Международной конференции по привлечению к ответственности за преступления, совершенные на Украине, которая начала работу накануне в Гааге.
Барсуков пояснил, что созданный в конце 1990-х — в начале 2000-х годов МУС декларировал принятые во всем мире принципы уголовного судопроизводства.
Этими принципами, пояснил эксперт, являются «равенство всех перед законом, презумпция невиновности, осуществление правосудия только судом, непосредственность исследования судом доказательств, устность и гласность судебного разбирательства, объективное, всестороннее и полное исследование обстоятельств дела».
«Эти принципы выработаны, буквально выстраданы столетиями мировой правоприменительной практики», — пояснил юрист.
«Заявление МУС об избавлении в уголовном процессе от якобы „избыточной документации“ лишь для того, „чтобы собранные доказательства не собирали пыль на полках“ может означать только категорический отказ от названных принципов правосудия», — пояснил юрист.
Он также обратил внимание, что объявленные МУС отступления от общепринятых норм уголовного судопроизводства открыто заявляются только для одной страны — Украины, что заведомо допускает неравное положение участников уголовного процесса.
Речь идет о том, что накануне, 14 июля, прокурор МУС Карим Хан на открытии Международной конференции по привлечению к ответственности за преступления, совершенные на Украине, заявил, что МУС, совместно с Европейским агентством по сотрудничеству органов юстиции (Евроюстом), разработали для Украины новые руководства по сбору доказательств.
Прокурор МУС в своей речи пояснил, что новые руководства значительно упрощают процедуру сбора доказательств, поскольку «позволят избежать избыточной документации, обеспечить, чтобы собранные доказательства не собирали пыль на полках, а имели назначение, защищали права человека, защищали людей от геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений».
Прокурор пояснил также, что новые руководства предназначены в первую очередь для обеспечения правосудия на Украине.
Причины, по которым для Украины может или должен применяться особый порядок сбора доказательств, прокурор не указал. Он лишь отметил, что в дальнейшем руководства могут использоваться и для других ситуаций.
Конференция по ответственности за совершенные на Украине преступления организована Нидерландами, ЕС и МУС. В ней участвуют министры иностранных дел и юстиции ряда европейских стран, послы, представители международных организаций, украинское руководство.
США до настоящего времени формально являлись самым активным противником деятельности МУС, заявляя, что сама по себе идея такого суда ограничивает суверенитет и национальные интересы США.
Россия подписала Римский статут — международный договор о создании МУС — в сентябре 2000 года, но так не ратифицировала его. РФ участвовала в работе МУС в качестве наблюдателя.
В ноябре 2016 года по распоряжению президента страны Владимира Путина Россия отказалась участвовать в Римском статуте и окончательно вышла из состава Международного уголовного суда после того, как МУС объявил, что присоединение Крыма якобы является оккупацией с использованием правительственых вооруженных сил.