Эксперт: система «пряников» за любую активность лишает детей будущего

Изображение: (сс) Caleb Woods
Ребенок
Ребенок

Система поощрений детей за любую активность не позволяет воспитать в юном поколении чувство долга, ответственности, желание развиваться. Это, в свою очередь, имеет негативные последствия для общества в целом, заявила 22 ноября эксперт общероссийской организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС), клинический психолог Жанна Тачмамедова на XIX Всероссийском конгрессе «Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения».

Рассказывая о «школьных экспериментах» в России по внедрению электронных «рейтингов» для учеников, Тачмамедова коснулась принципа «поощрения за любую активность» детей в целом. «Мы воспитываем детей, которые за любую свою активность ждут поощрения. Конечно, удобно сказать — „сделаешь домашнее задание, и получишь мороженое“. И ребенок делает. Но что это будут за люди?», — ставит вопрос эксперт.

Истоки этой «системы поощрений», рассказывает она, лежат в США, ее основоположниками стали «отец» бихевиоризма (от англ. behaviour — поведение. Систематический подход к изучению поведения людей и животных. — прим. ИА Красная Весна) Джон Уотсон и один из самых влиятельных психологов середины XX века Фредерик Скиннер. Целью было «оценить поведение человека в ответ на воздействия внешней среды». И не только оценить, но и понять, как можно влиять на это поведение, подчеркивает Тачмамедова.

«Эта система получила огромное распространение в США и захватила умы, потому что казалось, что это очень удобно. Но есть данные экспериментов — дети, которых „подкупали“, делали заданий больше. Взрослые трубили об их успехах. А потом оказалось, что эти дети стараются выбирать задания попроще, и делают их некачественно, потому что цель — получить „конфету“. А те дети, которых никак не поощряли, они лучше, более творчески и более качественно справлялись с куда более сложными задачами», — говорит эксперт.

При таком воспитании — «материальное поощрение за активность» — у ребенка не может сформироваться чувство долга, ответственности. Легче купить ребенку мороженое, чтобы он что-то сделал, чем воспитать в нем, например, страсть к познанию — ведь это долгий и трудный процесс, говорит Жанна Тачмамедова.

«Почему так происходит? Потому что внутренняя истинная мотивация человека подменяется внешним материальным стимулом. Вместо того чтобы воспитывать внутреннюю мотивацию — то же самое чувство долга и ответственности, желание развиваться… нет этой мотивации, она подменяется фальшивой мотивацией. Человек работает хуже, он функционирует хуже, уничтожается способность к творчеству, способность интенсивно приложить силы к любой задаче, которые ставит жизнь, к делу», — говорит психолог.

Если говорить о долгосрочной перспективе, то речь, в конечном итоге, идет о «переформатировании» не только человека, но общества в целом — его социокультурных, нравственных кодов, подчеркнула эксперт РВС.

Читайте также: Эксперт: выросшая на «цифре» молодежь не создает не только семьи, но и пары

Напомним, XIX Всероссийский конгресс «Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения» проходит в Санкт-Петербурге с 21 по 23 ноября.