1. За рубежом: реальный мир
  2. Научные достижения
Осло, / ИА Красная Весна

Исследование показало, что викинги также ткали гобелены

Драккар на гобелене из Байё. 1080-е

Искусство тканья гобеленов было известно викингам в не меньшей степени, чем морское дело, следует из результатов научного исследования, проведенного Норвежским университетом науки и технологий (NTNU) и 4 октября опубликованного в «Журнале науки и технологии визуализации».

Ученые подробно исследовали содержание корабля «Осеберг», одного из трёх наиболее хорошо сохранившихся кораблей викингов в мире.

Корабль длиной 22 метра и шириной 5 метров имел место для 30 гребцов, рулевого и наблюдателя. Корабль был обнаружен в одной из самых известных корабельных могил эпохи викингов, самой богато украшенной могиле того периода в Европе. Хотя большая часть сосудов и погребального инвентаря была раздавлена и разбита на мелкие кусочки, в захоронении были найдены скелеты двух женщин и остатки их семейных реликвий. В их число входили тележки, ткацкие станки, кухонная утварь и сундуки с фрагментами ткани.

Среди находок, обнаруженных археологами во время раскопок под Тенсбергом в 1904 году, было более 80 фрагментов одного или нескольких гобеленов. Возможно, они были сделаны из шерсти, смешанной с растительными волокнами.

Гобелены, вероятно, использовались для украшения спален, погребальных камер или залов во время торжеств для людей высокого статуса. Тот факт, что они находились в кургане вместе с кораблем «Осеберг», указывает на то, что обе женщины были богаты и верили, что смогут взять гобелены с собой в загробную жизнь.

Чтобы полностью восстановить изображения гобеленов, частью которых были фрагменты, исследователи проекта TexRec, финансируемого Норвежским исследовательским советом, провели серию экспериментов, пытаясь также использовать искусственный интеллект.

«Эти фрагменты чрезвычайно хрупкие, и археологи не могут их физически переместить. Поэтому мы разрабатываем программное обеспечение, в которое можно загружать фотографии фрагментов, а затем делиться ими в цифровом формате. Мы также можем увеличить контрастность изображений, чтобы сделать узоры более заметными человеческому глазу. Вот как мы можем решить эту загадку в цифровом формате», — говорит Давид Гигилашвили, научный сотрудник кафедры компьютерных наук NTNU.

Достоверно неизвестно, сколько гобеленов было на корабле «Осеберг», и нет никакой гарантии, что они были из одного и того же куска ткани.

Чтобы решить эту проблему, исследовательская группа решила объединить компьютеры с опытом археологов. Они выдвигают гипотезы о том, какие фрагменты следует соединить вместе, а затем оценивают результаты.

«Археологи могут обнаружить сходство в стиле и методах изготовления, что может указать, какие фрагменты сочетаются друг с другом, а затем модели машинного обучения должны черпать из этого вдохновение и имитировать поведение археологов. Хотя компьютеры могут предоставить интересные предложения и ценную помощь, в этой работе важен человеческий опыт, который незаменим и останется таковым в обозримом будущем», — говорит Гигилашвили.