Ученый РАН считает, что распад Ирака приведет к новым конфликтам
Распад Ирака породит острые конфликты на территории страны, пишет ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е. М. Примакова (ИМЭМО) РАН, к. и. н. Станислав Иванов 13 августа в журнале «Международная жизнь».
Автор отмечает, что и сами иракцы, и многие иностранные эксперты говорят, что Иракская республика как государство не состоялось.
Искусственно собранное британской администрацией в 20-х годах из трех бывших провинций Османской империи государство испытывает очередной длительный правительственный кризис.
Противоречия местной элиты не дают парламенту выбрать президента и создать новое правительство. Сторонники победившего на прошлогодних парламентских выборах шиитского блока «Ас-Сайрун» во главе с Муктадой ас-Садром не сумели сформировать прочную коалицию. В свою очередь, голосов блока суннитов и Демократической партии Курдистана, поддержавших Садра, оказалось мало, чтобы преодолевать вето проиранских шиитских партий — блока «Координационная структура» (КС).
Ас-Садр потребовал проведения новых парламентских выборов и инициировал массовые протесты. Несколько раз протестующим удалось ворваться в здание парламента Ирака.
Армия и полиция пытаются избегать столкновений с митингующими, но уже есть сотни пострадавших с обеих сторон. Сторонники КС проводят ответные манифестации. Несколько месяцев лихорадит столицу и другие крупные города.
Ученый говорит о кризисах в Ираке каждые четыре года. Политическая борьба обостряется и затягивается на длительное время — все это вызывает опасения по поводу возможного распада Ирака на отдельные анклавы, которые могут стать отдельными государствами и в дальнейшем объединиться в конфедерацию.
Новейшая история показывает, что это реально, если вспомнить распад СССР, Югославии, Чехословакии.
По мнению исследователя, при всей трагичности ситуации в Ираке, когда страну разрывают внутренние противоречия и идет нарастающее вмешательство внешних сил (Иран, Турция, США, арабские государства), распад Ирака был бы не лучшим выходом из кризиса и не облегчил бы положения населения.
Автор статьи полагает, что за годы постосманской истории Ирака произошли значительные перемены в среде компактного проживания этнических и религиозных общин. Однородных по составу районов страны после массовых переселений народов во времена правления Саддама Хусейна осталось мало.
Для примера, в том же Иракском Курдистане помимо курдов поселились арабы, туркоманы, курды-езиды, ассирийцы, армяне и другие. Исследователь задается вопросом, сколько курдов проживает на так называемых «спорных территориях»: Мосул, Синджар, Киркук, Диала и т. д. Больше миллиона курдов-фейли расселились в Багдаде, центральных, восточных и южных регионах страны. Почти такая же ситуация с арабами-суннитами, арабами-шиитами, туркоманами.
Станислав Иванов предполагает распад страны на три-четыре квазигосударства (Шиитостан, Суннитостан, Курдистан, Туркменистан), тогда сотни тысяч, если не миллионы, иракцев будут находиться в этих образованиях на положении национальных и конфессиональных меньшинств. К тому же не надо сбрасывать со счетов разобщенность и неоднородность политических сил вышеперечисленных крупных общин.
По мнению исследователя, нынешний правительственный кризис спровоцирован расколом в рядах арабов-шиитов, которые ведут жесткую борьбу за власть в стране. Лидер шиитского блока «Ас-Сайрун» Муктада ас-Садр пробует уменьшить зависимость Багдада от Тегерана и вмешательство иранских аятолл во внутренние дела Ирака.
Далее ученый привлек внимание к Иракскому Курдистану. Демократическая партия Курдистана поддерживает в парламенте Ас-Садра, а Патриотический союз Курдистана — его политических противников в лице проиранского блока «Координационная структура». У каждой партии есть своя кандидатура президента.
Лидеры ДПК и ПСК по-разному смотрят на действия на своей территории турецкой Рабочей партии Курдистана, которая пытается дестабилизировать ситуацию на севере Ирака. ДПК борется с этим формированием, а ПСК заигрывает с ним и иранскими спецслужбами.
По мнению исследователя, распад Ирака на воображаемые три-четыре анклава (квазигосударства) не сможет решить вопросы безопасности страны, а скорее всего, выльется в новые вооруженные конфликты за территории, водные ресурсы, энергоносители. Ученый добавил, что ожидаемо активное военное вмешательство в дела Ирака соседних Ирана, Турции, Сирии, монархий Персидского залива.
Автор делает вывод, что новое вооруженное противостояние региональных держав на территории Ирака на длительное время, как в Сирии, очень вероятен. Конечно, больше всех пострадают мирные жители, неважно, к какой этнической или конфессиональной среде они относятся.