1. Политическая война
  2. Ситуация на Балканах
Сараево, / ИА Красная Весна

Эксперты: работа совмина Боснии последнего созыва была худшей в истории

Изображение: (cc) Asim Led
Здание президиума БиГ в центре Сараево
Здание президиума БиГ в центре Сараево

Политики в Боснии и Герцеговине (БиГ) не могут похвастаться результатами своей работы в рамках истекающего мандата, отмечают эксперты, 15 августа сообщает «Боснийско-герцеговинское радио и телевидение».

Мандатный период с 2018 по 2022 год был отмечен многочисленными блокировками в работе государственных учреждений, а также пандемией COVID-19, которая в очередной раз продемонстрировала недееспособность государственного аппарата. Кроме того, по мнению многих обозревателей, процесс вхождения в ЕС для БиГ застопорился.

В этом мандате министры регулярно заседали 54 раза. Согласно данным, доступным на сайте парламентской ассамблеи БиГ, с конца 2019 года по сегодняшний день от этого учреждения поступило всего десять юридических предложений, а за все время действия мандата их было 68. Было принято и опубликовано восемь законов, одно предложение находится в процессе — Закон о государственных закупках, а один — Закон о Высшем судебно-прокурорском совете — был отклонен. Из-за такой статистики многие считают этот созыв совмина худшим в истории страны.

«Очень мало решений, которые могли бы принести пользу гражданам Боснии и Герцеговины, были реализованы на этом уровне правительства. Очень мало было сделано по европейским законам, если мы возьмем эти перечисленные законы, то есть меры из 14 приоритетов от Еврокомиссии, полностью выполнено только одно, некоторые лишь слегка затронуты», — говорит редактор портала Istinomjer Далио Сиджах.

Не следует забывать, что начала работы совета министров, то есть формирования правительства в БиГ, ждали более года после выборов. Это случилось из-за политики в отношении НАТО.

«Но потом на самом деле так и оказалось, это еще одно доказательство того, что политики, которые приходят к власти, мастера выдумывать кризисы. Не было ни воли, ни готовности, ни знаний, чтобы сделать что-то конкретное. Все сводилось к проволочкам», — отметила журналист Ранко Маврак.

После первой блокады пришла пандемия коронавируса, глобальный кризис, который показал, на что похожа система здравоохранения, а также на что похоже правительство государства. Политолог Младен Бубонич считает, что неэффективность институтов следует рассматривать в более широком контексте.

«Матрица нарратива становится все более жесткой, как и язык ненависти, и в такой констелляции отношений со стороны тех, кто производит такой нарратив, трудно ожидать, что они смогут прийти к какому-то соглашению, не говоря уже о том, чтобы что-то сделать. Что касается ответственности, то общеизвестно, что мы — общество неограниченной безответственности», — отмечает Бубонич.

Последняя блокада работы совета министров, которая произошла в конце июля прошлого года после того, как бывший верховный представитель Валентин Инцко ввел изменения в Уголовный кодекс Боснии и Герцеговины, предусматривающие наказание за отрицание геноцида, длилась около трех месяцев. Представители правительства и оппозиции Республики Сербской отстранились от работы в учреждениях, но даже после своего возвращения на какое-то время блокировали принятие решений. Если нынешний созыв сравнить с предыдущим, то цифры существенно отличаются.