Полпред Чувашии: Госфильмофонд РФ начался с фильма «Чапаев»


Госфильмофонд России начался с фильма «Чапаев», заявил полномочный представитель Чувашской Республики при президенте РФ, академик Петр Чекмарев, 28 мая в ходе встречи с потомками В. И. Чапаева сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Изображение: Александр Березин ИА Красная Весна
Петр Чекмарев обращается с приветственной речью к участникам встречи
Петр Чекмарев обращается с приветственной речью к участникам встречи
встречиучастникамкречьюприветственнойсобращаетсяЧекмаревПетр

Петр Чекмарев в ходе приветственной речи отметил особую значимость сохранения памяти о легендарном комдиве. Он рассказал о находке, которую увидел в одном из коридоров Госфильмофонда. На стенде присутствовала цитата из постановления Оргбюро ЦК ВКП (б) от 2 декабря 1935 года: «… хранить негатив картины «Чапаев» в специальном сейфе…»

Стенд в Госфильмофонде
Стенд в Госфильмофонде
ГосфильмофондевСтенд

Также полпред отметил, что «товарищ Сталин более 30-ти раз смотрел фильм „Чапаев“ и это о многом говорит».

Встреча прошла в Московском доме национальностей и была посвящена 45-летию основания Дома-музея комдива Красной Армии В. И. Чапаева в Чебоксарах, где в 1887 г. он родился (д. Будайка с 1940 г. вошла в черту г. Чебоксары — прим. ИА Красная Весна).

Так в постановлении Оргбюро ЦК ВКП (б) от 2 декабря 1935 г. «О кино-негативном фонде» говорится, что негатив картины «Чапаев» (1934 г. реж. братьев Васильевых — прим. ИА Красная Весна) был выпущен из производства с рядом технических дефектов. Вследствие плохой промывки на негативе выступил фиксаж. В процессе массовой печати (с оригинала негатива были сняты 72 копии) состояние негатива еще более ухудшилось, что вызвало необходимость отправления его для регенерации за границу. После исправления состояние негатива, по заключению комиссии ГУКФ’а (Главного Управления кино-фото-промышленности), улучшилось. Негатив находится на общем складе в условиях, не обеспечивающих его сохранность. Исходя из этого, ЦК ВКП (б) постановляет:

1. Для сохранности негатива «Чапаев»:
а) хранить негатив картины «Чапаев» в специальном сейфе в ГУКФ’е под личной ответственностью т. Шумяцкого, без разрешения которого никто доступа к негативу не должен иметь; б) разработать на фабрике «Ленфильм» остатки снимков с картины «Чапаев», привести их в порядок и подготовить для использования в целях восстановления негатива «Чапаев».

2. Предложить ГУКФ’у снять с исправленного негатива «Чапаев» лавандовые копии и изготовить контратипы для тщательной проверки всего состояния негатива «Чапаев» после регенерации и печатания в дальнейшем фильмо-копий. Предложить ГУКФ’у о результатах в месячный срок доложить ЦК ВКП (б).

3. Лавандовые копии и контратипы «Чапаева» хранить наравне с негативами других ценных картин: 1. Хроникальные и документальные съемки и кадры с участием Ленина и Сталина. 2. «Юность Максима». 3. «Крестьяне». 4. «Аэроград». 5. «Счастливая юность». 6. «Борьба за Киев». 7. «Последний маскарад». 8. «Герои Арктики» («Челюскин»). 9. «Поход „Сибирякова“» («Два океана»).

4. Предложить ГУКФ’у установить порядок, при котором выдача негативов со склада и возврат их должны происходить по нарядам, подписанным самим директором фабрики, под личную расписку того работника, который в данный момент отвечает за сохранность негатива.

5. Для улучшения качества обработки негативной пленки и создания необходимых условий хранения негативов:
а) предложить ГУКФ’у максимально форсировать переход с ручной обработки негативов на механическую, предусмотрев в плане 1936 г. необходимые для этой цели ассигнования; б) массовую печать, за исключением 12–15 контрольных, лавандовых и экспортных копий, производить исключительно с дубльнегативов, а оригинал негатива после снятия лавандовой копии хранить в запломбированном виде, как неприкосновенный фонд; в) хранение всего негативного фонда сосредоточить при наиболее крупных кино-фабриках (Москва, Ленинград, Киев, Одесса, Тифлис, Ташкент), построив оборудованные и вполне приспособленные хранилища, имеющие автоматическую регулировку температуры и влажности; г) для хранения негативов особенно ценных художественных, а также хроникальных и документальных фильмов, имеющих особую историческую ценность, предложить ГУКФ’у построить в 1936 г. центральное хранилище негативов в Москве, с привлечением иностранной консультации. ГУКФ’у в месячный срок представить в СНК СССР проект постройки этого хранилища.