Атомный ледокол «Арктика» завершил первый этап ходовых испытаний

Изображение: (сс) Hanko
Атомный ледокол «Арктика»
Атомный ледокол «Арктика»

Первый этап ходовых испытаний успешно завершил российский атомный ледокол «Арктика» проекта 22220 14 декабря, сообщила пресс-служба АО «Балтийский Завод».

Программа первого этапа ходовых испытаний включала в себя проверку бытовых, коммуникационных, навигационных систем, работу резервных дизельных генераторов. Все системы показали свою работоспособность. Атомный ледокол сумел развить скорость до 6 морских узлов.

После прохождения испытаний ледокол вернулся к достроечной стенке «Балтийского завода». На сегодня его готовность составляет 95%.

Напомним, первый этап ходовых испытаний начался 12 декабря, когда атомный ледокол «Арктика» вышел в Балтийское море. 14 декабря ледокол вернулся с испытаний.

Читайте также: Атомоход «Арктика» вышел на ходовые испытания

Читайте также: Атомоход «Арктика» вернулся с ходовых испытаний

Напомним также, атомный ледокол «Арктика» — головной ледокол серии 22220. На «Балтийском заводе» строятся еще два ледокола этой серии: «Сибирь» и «Урал». Ледоколы серии 22220 будут самыми крупными в мире. Мощность их ядерной силовой установки составляет 60 МВт. Толщина разламываемого льда может достигать 2,8 метра.

Строящиеся ледоколы должны заменить своих предшественников, эксплуатирующихся со времен СССР. Всего к 2035 году планируется построить не менее 13 тяжелых ледоколов, в основном атомных.

Ледокольный флот России используется для обеспечения прохода судов по Северному морскому пути. Роль Севморпути возрастает, в перспективе по нему будет перевозиться до половины трансконтинентальных грузов из Азии в Европу. В связи с этим к Севморпути вырос интерес иностранных государств.

Читайте также: США: русские имеют позиции в Арктике, но им там не место

Комментарий редакции

В России в настоящее время разворачивается довольно серьезная программа строительства ледокольного флота. Помимо уже заложенных на Балтийском заводе «Сибири» и «Урала», намечены к постройке еще два атомохода проекта 22220.

Эти атомоходы станут самыми мощными судами этого типа в мире. А на стадии проектных работ еще более мощный атомоход «Лидер». Его мощность будет в два раза больше чем у «Арктики» — 120 МВт. Предполагается, что «Лидер» за счет ширины корпуса сможет прокладывать во льду канал достаточный для проводки самых больших судов-газовозов.

Отрадно, что есть специалисты, которые знают свое дело, уникальные технологии, которые не утрачены и не утекли безвозвратно за рубеж, есть политическая воля и системный подход к решению проблемы, в данном случае проблемы перевозок по Севморпути. Другими словами, есть все то, чего катастрофически не хватает во многих других областях нашей экономической жизни.

В западной части Севморпути, где навигация осуществляется круглый год, развиваются проекты — «Ямал СПГ», «Арктик СПГ», скоро откроется «Арктик СПГ-2». Там же осуществляет добычу «Газпром нефть», «Норильский никель». Всем этим производствам нужны построенные и строящиеся сейчас ледоколы.

Словом, радуясь очевидным успехам в развитии нашего ледокольного флота, мы не можем не понимать, что и в данном случае видим обслуживание пресловутой «трубы». То есть, видим один из многочисленных фактов, свидетельствующих о нефтегазовом перекосе всей российской экономики.

Безусловно, при наличии политической воли, не сводящейся к интересам корпораций, выход из ситуации такого перекоса есть. Думается, что он лежит в комплексном (а лучше сказать — плановом) подходе к экономике страны в целом. Когда лидирующие отрасли (как нефтегазовая в нашем случае) становятся локомотивами развития остальных, например таких, почти у нас отсутствующих, как станкостроение.

Отчасти, программа ледокольного строительства такова, но возрождение российского машиностроения зависит от того возобладает ли такой подход в масштабе всей экономики.