Ученые выявили различные биологические варианты болезни Альцгеймера

Изображение: (cc0) geralt, pixabay
Болезнь Альцгеймера

Пять биологических вариантов болезни Альцгеймера, для лечения которых могут понадобиться различные варианты терапии, выявили в своем исследовании голландские ученые, 9 января сообщает сайт новостей науки EurekAlert со ссылкой на пресс-службу Медицинского центра Амстердамского университета.

Исследования, проведенные учеными из Амстердамского центра борьбы с болезнью Альцгеймера, Амстердамского университета (UMC) и Маастрихтского университета, имеют важное значение для оценки будущих лекарств. Кроме того, ранее протестированные лекарства могут ошибочно считаться неэффективными или минимально эффективными, тогда как они эффективны в случае другой формы болезни, а не той, на которой проводились испытания.

При болезни Альцгеймера в головном мозге людей скапливаются комочки амилоида (белково-полисахаридного комплекса) и тау-белка. Также, среди других задействованных биологических процессов, наблюдается воспаление и рост нервных клеток.

Воспользовавшись новыми методами, исследователи изучили и другие процессы, происходящие в спинномозговой жидкости пациентов, у которых были выявлены скопления амилоида и тау.

Бетти Таймс и Питер Йелле Виссер из Амстердамского центра борьбы с болезнью Альцгеймера исследовали 1058 белков в спинномозговой жидкости 419 человек с этим диагнозом и обнаружили в этой группе пять биологических вариантов патологий, отличающихся различным уровнем белков.

Первый отличается повышенной выработкой амилоида. Второй вариант характеризуется нарушением гематоэнцефалического барьера, снижением выработки амилоида и замедленным ростом нервных клеток. Также варианты различаются по степени синтеза белка, функционированию иммунной системы и органа, вырабатывающего спинномозговую жидкость — сосудистое сплетение в желудочках головного мозга.

Кроме того, у пациентов с разными вариантами болезни Альцгеймера наблюдались различия и в других аспектах заболевания. Так, исследователи в определенных подгруппах обнаружили более быстрое течение заболевания.

Полученные исследователями результаты имеют большое значение при тестировании лекарственных средств, так как препарат может хорошо работать только при одном варианте болезни Альцгеймера и не подходить для других.

Например, ингибирующие выработку амилоида лекарства будут хорошо работать для пациентов с повышенной выработкой амилоида и окажутся вредными для варианта, где она понижена. Кроме того, у пациентов с одним вариантом может оказаться более высоким риск побочных эффектов от конкретного лекарства, а при других вариантах этот риск окажется гораздо ниже.

Результаты исследования ученые представили в статье «Протеомика спинномозговой жидкости у пациентов с болезнью Альцгеймера выявила пять молекулярных подтипов с различными генетическими профилями риска», опубликованной 9 января в журнале Nature Aging.

В дальнейшем исследовательская группа намерена изучить различное действие лекарств на варианты болезни Альцгеймера, чтобы в будущем можно было лечить каждого пациента соответствующими его варианту болезни препаратами.