СССР распался не только из-за подрывной работы Запада — Кургинян

Изображение: (сс) «Суть времени»
Сергей Кургинян
Сергей Кургинян

Неправильно думать, что СССР распался только из-за подрывной работы Запада, так как в этом случае нужно задаться вопросом, почему Комитет госбезопасности не развалил США, заявил философ, политолог, лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 4 июня в интервью YouTube-каналу «Метаметрика».

«Запад работал, он обязан был работать. Мы были врагами, холодная война и всё прочее. В этом смысле никаких вопросов не было. Так сказать, ясно, что если бы внутренние причины не сработали, то Советский Союз бы не развалился», — сказал он.

Кургинян в качестве примера привел ситуацию, когда взвод солдат идет по мосту в ногу, создавая такие колебания, которые могут разрушить мост. У конструкций есть собственные колебания, а есть вынуждающие. Зная собственные колебания, можно подобрать вынуждающие так, чтобы добиться их совпадения и всё разрушить, напомнил политолог.

«Все саперы их [колебания] знают. Если они будут взрывать, они постараются, чтобы вынуждающие колебания были в резонанс с собственными. Никто не будет взрывать в крест собственным колебаниям. Значит, у системы существовали свои собственные колебания, американцы их видели и каким-то способом использовали, создавали вынуждающие», — отметил Кургинян.

Не было бы у СССР собственных колебаний, то США ничего не смогли бы с ним сделать, а без их разрушительных импульсов и Советский Союз мог бы даже при наличии собственных колебаний «колыхаться» столетиями, подчеркнул философ. При этом он добавил, что не был классическим апологетом СССР, так как его семья столкнулась с репрессиями: его дед, отец матери, офицер императорской армии, перешел на сторону красных, но в 1937 году его расстреляли.

Сергей Кургинян рассказал, что в 1970–80-е годы он сталкивался с противодействием партийной номенклатуры. Его театр неоднократно закрывали. Но, по его словам, в те годы за закрытием театра не следовали аресты, как в 1930-е годы, и находились почитатели театра, добивавшиеся его открытия.

«Обнаружилось, что почитателем твоего театра является жених дочери Брежнева, там, или кто-нибудь еще такой же. И как бы тебя хочет закрыть горком, а какой-нибудь Краснопресненский райком, который влиятельнее любого горкома, открывает. Я в этом смысле жаловаться-то не хочу, но я абсолютно не был любимым дитя этой системы, и много раз меня закрывали», — заявил политолог.

Кургинян также сталкивался с доносами, которые на него писали, но в ту эпоху это не приводило к отправке в ГУЛАГ. Доносы помешали ему поступить в аспирантуру в Геологоразведочном институте, но получилось попасть в аспирантуру Института океанологии. Система не ломала жизнь, но мешала в разных аспектах.

«А самое главное, мне была омерзительна эта атмосфера довольно тупой, бессмысленной, как я уже понимал, двусмысленной цензуры. Она была проникнута каким-то духом, ну, я не знаю, такого охранительства, за которым всё время казалось, что стоит что-то другое», — отметил философ.

Лидер движения сообщил, что его левые друзья называли члена Политбюро (Президиума) ЦК Коммунистической партии и ее идеолога в позднюю советскую эпоху Михаила Суслова «убийцей смысла». А кинорежиссер Лариса Шепитько рассказывала, что к ее фильму «Восхождение» руководитель комитета кинематографии сделал 31 замечание, причем все они били по советским идеям в ленте. Во всем этом было безумно много двусмысленности, заявил Кургинян.

Он также опроверг мнение, будто Суслов конфликтовал с председателем КГБ, а впоследствии лидером СССР Юрием Андроповым. На самом деле они одинаково ненавидели Советский Союз и коммунистическую идеологию. Компетентные друзья Кургиняна рассказывали ему, что в Политбюро к тому времени не было никого, кто верил в коммунизм.

При всем этом Кургинян все негативные стороны Советского Союза может отодвинуть на второй план. Когда в стране развернули антисталинскую кампанию, он понял, что это инструмент распада государства, и заявил, что его семья снимает претензии к Иосифу Сталину. Но есть одно важное обстоятельство, на которое необходимо указать.

«Партия, под руководством которой Советский Союз победил в Великой Отечественной войне, проявила чудеса героизма, и в 1930-е годы, и раньше. Русское чудо, как это называлось, во всем мире, которое вывело страну с шестого места на первое-второе в мире, было совершено так быстро, что мир просто ошалел: там восстановление, космос, всё. Героические деяния можно перечислить, но ничего более позорного, чем финал жизни этой партии — конца Советского Союза, тоже не было», — подчеркнул философ.