Археологи ЮУрГУ узнали, что означала птица на плече фигурки медного воина
Итог дискуссиям и изысканиям археологов вокруг артефактов железного века, обнаруженных на Южном Урале, подвела статья челябинских археологов «Новые фигурки из лесостепного Зауралья», опубликованная в журнале «Уфимский археологический вестник», Том 24, № 2, 30 июля сообщает пресс-служба Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ).
Древние медные фигурки воинов с колчанами, с оружием и птицей (орнитоморфом, по терминологии археологов) периодически находят на Южном Урале. По времени изготовления их относят к раннему железному веку.
Авторы статьи — директор НОЦ Евразийских исследований ЮУрГУ доктор исторических наук Александр Таиров и его коллега из Государственного музея истории Южного Урала Алексей Шапиро — дают в ней ответ, памятниками каких народов являются эти артефакты и о каких верованиях и культурных контактах свидетельствуют.
На Южном Урале вошли в соприкосновение разные ландшафты: степи, горы, лесостепи — и это сделало их в древности местом, где степняки-кочевники встречались с жителями лесостепей — скотоводами-полукочевниками, у которых были постоянные зимние селения, и металлургами, представителями гороховской и иткульской археологических культур.
Степные кочевники говорили на языках индоиранской группы и поклонялись солнцу и огню, тогда как угорские народы, жившие севернее и западнее Южного Урала, поклонялись антропоморфным и зооморфным божествам. При этом представители гороховской культуры оказались на «культурном фронтире», так как были связаны и со степняками, и с металлургами-иткульцами экономическими и брачными связями.
Две фигурки воинов с птицей на плече, которым посвящено исследование челябинских археологов, были случайно найдены 10 лет тому назад на берегу реки Синара, недалеко от села Карино в Кунашакском районе Челябинской области.
Фигурки, покрытые зеленым налетом, исследовали сотрудники кафедры металлургии и литейного производства ЮУрГУ профессор Леонид Знаменский и доцент Ольга Ивочкина и установили, что они сделаны из «чистой» меди (98,3–99,4%).
Таиров и Шапиро так описали эти находки в своей статье: «Модель, вероятно, изображала стоящего мужчину с короткими, разведенными и опущенными вниз руками, слегка согнутыми в локтях. Ноги прямые, широко расставленные, половые признаки …несколько гипертрофированы. Слева к поясу подвешен наклонно, справа налево, очевидно, колчан. Голова небольшая, лицо круглое, на нем рельефом показаны брови, глаза, длинный нос, рот… Удлиненная шея плавно переходит в покатые плечи. От правого плеча почти вертикально вверх отходит длинный слегка изогнутый „отросток“… На левом плече помещена фигурка орнитоморфа».
Археологи сравнили эти артефакты с другими схожими фигурками, найденными в Южном Зауралье. Самый известный набор похожих фигурок был найден в начале ХХ века недалеко от деревни Сапогово и поэтому получил название Сапоговский клад, Он первоначально состоял «из двенадцати медных идолов».
В настоящее время этой деревни уже нет, но место обнаружения клада находится в километре к югу от поселка Новобурино в том же Кунашакском районе. До этого похожие фигурки были найдены в районе поселка Элеватор этого же района, а также недалеко от Далматово, города в Курганской области.
При этом видно, что каринские находки сделаны по схожим моделям с более ранними находками — на тот же сюжет, но в разных литейных формах. Это дает основания предполагать, что все они были изготовлены разными мастерами. Есть у них и отличия от фигурок, обнаруженных в других районах Урала и Западной Сибири.
Однако изображения лиц, колчанов (горитов) и кинжалов напоминают эти детали у фигурок, найденных южнее — на Устюрте в Казахстане. Суммируя эти данные, челябинские ученые приходят к выводу об особом типе «сапоговских антропоморфов» — литых изображений воинов. Предположительно, эти фигурки олицетворяли погибших воинов-богатырей, представителей полукочевой гороховской культуры.
Исследователи отмечают, что советский археолог Константин Сальников, который в послевоенные годы изучал гороховскую археологическую культуру, считал «гороховцев» теми самыми исседонами, которых описал античный историк Геродот.
Гороховская культура включает в себя элементы иранской культуры, такие как захоронения в курганах. У других угорских народов такого обычая не было. Но фигурка птицы на плече у воина противоречит тому факту, что степняки не поклонялись животным.
Зато ханты делали татуировку птицы на плече, которая не позволяла птице-душе удаляться далеко от тела человека, спасая его от окончательной смерти. Также изображения птицы (орнитоморфа) не редкость для иткульской культуры, причем иногда малая птица изображалась на плече у большой.
«Верхушка гороховцев была иранская, вероятно, при вытеснении на юг гороховские племена смешивались со степняками. Кочевники-степняки находились в Южном Зауралье с мая по август, а потом уходили, а гороховцы оставались здесь на зиму и контролировали добычу металла, изготовление инвентаря и оружия, представляя интересы степняков», — пояснил Александр Таиров.
Резюмируя итоги проведенного ими исследования, авторы статьи отметили: «Анализ антропоморфных фигурок, найденных в окрестностях с. Карино, позволяет объединить их в одну группу с фигурками из Сапоговского клада, пос. Элеватор и Далматово, выделив ее в отдельный сапоговский тип антропоморфов лесостепного Зауралья раннего железного века».
Тем самым они ввели в научный оборот новое понятие — «сапоговские антропоморфы» — как еще одно свидетельство уникальности гороховской культуры, которая, сформировавшись на ирано-угорском фронтире, соединила в себе элементы двух разных цивилизаций.