АВТОВАЗ: работники «доедают» остатки советских социальных гарантий

Изображение: (cc)Трубин Валера
Кузов автомобиля Лада Калина на конвейере
Кузов автомобиля Лада Калина на конвейере

На АВТОВАЗе в организации труда и быта рабочих кое-что осталось с советских времен, но почти разрушена система повышения квалификации и уходят квалифицированные кадры, заявил 52-летний лаборант спектрального анализа, назвавшийся Алексеем, 1 мая во время интервью корреспонденту ИА Красная Весна.

Алексей сообщил, что условия труда на его рабочем месте вполне нормальные, в лаборатории на новом производстве оборудование пока новое. Но на старых производствах в лабораториях стоит оборудование еще 80-х годов ХХ века. Однако настоящей проблемой является не оборудование, а то, что уходят квалифицированные кадры — старых работников отправляют на пенсию, а приходящая на смену им молодежь имеет гораздо более низкую квалификацию и мотивацию к ее повышению. К тому же в существовавшем с советских времен Учебном центре АВТОВАЗа, где периодически проходили повышение квалификации рабочие и инженерные кадры завода, существенно сократилось число учебных кабинетов.

Тем не менее, на автозаводе до сих пор относительно неплохо поддерживается социальная инфраструктура: работникам предоставляется дотация на питание по талонам в заводских столовых, в ночные смены эти талоны выдаются бесплатно, работники вредных производств получают молоко. Также все обязаны проходить диспансеризацию в заводском центре здоровья один раз в 1-3 года.

Все эти социальные гарантии прописаны в коллективном трудовом договоре, который подписывается между работодателями и работниками при участии профсоюзного комитета АВТОВАЗа. Однако договор с каждым годом «усыхает» в размерах социальных гарантий для работников, от него отпадают целые куски по инициативе работодателя, апеллирующего к кризисным обстоятельствам.

Напомним, АВТОВАЗ был крупнейшим в СССР заводом по производству легковых автомобилей, построенным как предприятие полного цикла, включающее в себя не только конвейерную сборку автомобилей из готовых деталей, но также производство необходимых деталей и оборудования. В его состав входили металлургическое, прессовое, инструментальное и другие вспомогательные производства, а также социальная инфраструктура — детсады, профилактории и другие объекты соцкультбыта. В 2005 году на АВТОВАЗе числилось более 120 тысяч человек. Но затем началось разукрупнение предприятия, от него отделяли непрофильные активы, в том числе, например, Опытно-промышленное производство, Производство технологического оборудования и оснастки. В настоящее время в структуре АВТОВАЗа числится менее 40 тысяч работников.