Немецкие нацисты хотели взять американское «Правило одной капли крови» за образец, но и они отвергли его как слишком расистское

Фашизм слишком сложен для Трампа, он строит диктатуру — Ноам Хомски

Изображение: Генрих Семирадский
Фрагмент «Христианская Дирцея в цирке Нерона» 1897
Фрагмент «Христианская Дирцея в цирке Нерона» 1897

Предсказанное Америке политологом Бертрамом Гроссом наступление «дружелюбного фашизма» уже свершилось — с такого диагноза начинается интервью с философом Ноамом Хомски, опубликованное 10 июня на портале независимой журналистики Truthout.org.

Трамп не только оформил консолидацию крупного капитала с правительством США, говорит Хомски, но еще и в то время, когда страна охвачена крупнейшими за полвека акциями протеста, он пытается превратить ее в полицейское государство, чтобы, как он сам выразился, «доминировать» посредством насилия, наводя ужас на любую потенциальную оппозицию. ИА Красная Весна приводит перевод высказываний философа.

Президент «Хозяев Вселенной»

«Хозяева Вселенной» — так себя называют представители элиты бизнес-сообщества. Они слишком элегантны, чтобы принять и полюбить Трампа с его пошлостью, грубостью и эксцентричными выходками, разрушительно действующими на желанный для них образ просвещенного гуманизма. Однако Трамп позволяет им набивать карманы миллиардами долларов, и они аплодируют его самовлюбленно-пафосным речам.

Трамп умело контролирует свой электорат, одновременно подвергая его ударам сокрушительных результатов своей внутренней политики. Но, помимо белой одноэтажной Америки, у президента Трампа есть и ближний круг людей, обладающих огромным богатством и корпоративной властью. Для этих последних Америка действительно является самой великой страной в мире.

Страной, в которой 0,1% населения владеет 20% богатства, в то время как большинство пытается выжить от зарплаты до зарплаты, причем разница между зарплатами генерального директора и его работников различается в 287 раз. Разумеется, призывы к «доминированию» и использованию «самых злобных собак» успокаивают эту часть его избирательной базы.

Хотя их сила огромна, но власть их хрупка. Их неустойчивое благополучие может быть ограничено и даже опрокинуто восстанием масс. Но восстание требует организации. Тэтчер и Рейган знали, что они делали, когда, начиная неолиберальную эру, громили профсоюзы — традиционный источник и руководящий орган борьбы за социальную справедливость.

На конкурсе нацистов американцы победили бы Гитлера

За 250 лет Америка создала самую порочную систему рабства в истории человечества, уникальную в своей отвратительной жестокости. Это роковое проклятие, преследующее американцев из поколения в поколение.

Не менее уникальным является и страстный пыл американского расизма. «Правило одной капли крови», ушедшее в небытие лишь только в 1960-х годах, было настолько расистским, что даже немецкие нацисты отвергли его, когда искали прообраз для своих Нюрнбергских законов, ставших юридическим обоснованием Холокоста. Им пришлось писать свои фашистские законы с нуля, потому что американский прецедент оказался единственным, который они вообще смогли отыскать.

Формально рабство в Америке закончилось в 1865 году в результате Гражданской войны, но соглашение между Севером и Югом предоставило южным расистам свободу убийств и репрессий и обеспечило их бесправной рабочей силой для сельскохозяйственных работ и совершения промышленной революции на юге страны. Одна из лучших книг об этом периоде, написанная Дугласом Блэкмоном, имеет красноречивое название «Рабство под другим именем».

Рабовладение несмываемым черным пятном проступает сквозь всю американскую историю вплоть до Второй мировой войны, когда военная промышленность ощутила острую нехватку рабочих рук. Я хорошо помню год, когда черная прислуга исчезла из домов среднего класса. Лишь после войны для чернокожих американцев открылись и некоторые возможности, но пути в получении образования и возможности владения недвижимостью были для них по-прежнему закрыты.

Справедливости ради стоит напомнить, что расизм не является уникальным проклятием одних США. В Европе он всегда существовал в той или иной форме и окончательно сформировался в эпоху Просвещения и имперских завоеваний.

Чтобы найти его в современной Европе, достаточно посмотреть, как «цивилизованные» европейцы защищают свои берега от «загрязнения» их жертвами собственной многовековой колониальной политики. В результате десятки тысяч человек тонут в Средиземном море, пытаясь спастись из охваченной войной Ливии.

Кстати, именно в Ливии после Первой мировой войны был совершен европейцами первый геноцид — результат усилий итальянского фашистского режима, который, как мы помним, высоко ценился либеральными демократиями Запада, включая гуру «либертарианства» Людвига фон Мизеса. Того самого, который в 1927 году написал: «Нельзя отрицать, что фашизм и подобные движения, направленные на установление диктатур, полны благих намерений, и что их вмешательство на данный момент спасло европейскую цивилизацию. Эта заслуга фашизма будет жить вечно в истории».

Политическое устройство США — извращение демократии

Атакуемая многими противоречиями, современная Америка находится на пороге фундаментального кризиса государственного устройства. Эти проблемы имеют давнюю историю и становятся очень серьезными сейчас. Федерализм в его современной форме восходит к гражданской войне, которая изменила фразу «Соединенные Штаты» с множественного числа на единственное (по крайней мере, на английском языке).

В конце XVIII века Конституция США была сравнительно прогрессивной доктриной. Король Георг III боялся, что пример американской революции может привести к разрушению всей Британской империи. У русского царя и европейского реформатора Меттерниха были аналогичные опасения по поводу «пагубных доктрин республиканства и народного самоуправления», распространяемых «апостолами мятежа» в колониях, сбросивших британское иго. Но все это осталось в прошлом.

По сегодняшним меркам политическая система США настолько отстала, что, если бы США подали заявку на вхождение в Евросоюз, то Европейский суд, вероятно, отклонил бы ее. Американский сенат — это пародия на демократию. Количество сенаторов от штата Вайоминг, где проживает 500 тыс. человек, равняется количеству сенаторов от Калифорнии с ее 40 миллионами. Это крайнее извращение демократии сказывается и на коллегии выборщиков.

Американский конгресс на сегодняшний день может оказаться под управлением любого консолидированного меньшинства — местных провинциальных кланов, сторонников идеи белого превосходства, т. н. благочестивых христиан или евангелических сект. Причем эта система неисправима, потому что даже малые штаты имеют возможность блокировать принятие поправок в Конституцию.

Конституционный кризис неизбежен

Серьезный конституционный кризис в США неизбежен по структурным причинам, даже если просто придерживаться формальной демократической системы. Трамп движется прямо навстречу этому кризису, и это вызывает озабоченность в высоких кругах, еще заинтересованных в сохранении конституционного порядка.

Реакция военной элиты беспрецедентна. Призыв Трампа к насильственному подавлению протестов встретил открытое осуждение со стороны двух бывших председателей Объединенного комитета начальников штабов, бывшего министра обороны и бывшего начальника штаба, командующего войсками НАТО в Афганистане. Некоторые из этих высокопоставленных генералов не просто отказали в одобрении действиям президента, но и открыто поддержали протестующих в СМИ.

Еще больший вес имеет беспрецедентная поддержка массовых ненасильственных акций протеста белыми американцами. Опрос, проведенный в первые дни июня, показал, что 64% взрослых американцев «сочувствуют людям, которые сейчас протестуют», в то время, как лишь 27% ответили отрицательно, и еще 9% затруднились с ответом.

Во что это выльется, можно только гадать по мере приближения судьбоносных президентских выборов. Трудно заранее определить, какой их результат принесет больше зла: еще четыре года тлетворного отравления злокачественной опухолью, или же поражение Трампа на выборах, которые он тут же объявит нелегитимными, откажется покидать Белый дом и призовет хорошо вооруженных «пацанчиков» силой вернуть ему «украденную победу», апеллируя ко Второй поправке (Вторая поправка к Конституции США от 1791 года позволяет гражданам реализовать свое право на вооруженное восстание, если правительство США грубо нарушит их права и Конституцию — прим. ИА Красная Весна).

Трамп готовит военную диктатуру

Вы скажете, что это необоснованно смелая фантазия? Может да, а может и нет. Такие варианты обсуждаются в респектабельных кругах. Специалисты по этой теме предупреждают, что Трамп строит фашизм в США. Лично я думаю, что это ему даже льстит. Фашизм — слишком сложная доктрина для Трампа, едва ли он может ее понять. Более того, это доктрина, противоположная его собственной упрощенной концепции мира, управляемого «Хозяевами Вселенной».

Фашистская идеология требует строгого контроля над обществом со стороны фашистской партии с тоталитарным лидером во главе и особенно жесткого контроля над бизнес-сообществом. Это почти противоположно тому, что происходит в США. Трамп может защищать фашистскую тактику, но то, что он создает, далеко не фашизм. Это больше похоже на жестокую диктатуру.

Многие аналитики ЦРУ обеспокоены. Один из них, бывший аналитик ЦРУ Роберт Баер, имеющий большой опыт наблюдения за диктатурами, сказал так: «Если бы я был офицером иностранной разведки, назначенным в Вашингтон, меня бы всерьез интересовал вопрос, насколько Трамп близок к введению военного положения. Он же прямо так и сказал, что намерен ввести. Он готовится к этому. Министр обороны еще сопротивляется, но вскоре будет заменен, пока Трамп не получит послушных офицеров, которые не отменяют его приказы. Мы наблюдали, как он это делает с ФБР и Министерством юстиции, и следующим будет Пентагон… Я никогда не видел в Соединенных Штатах ничего подобного и даже никогда не слышал о чем-то похожем со времен Гражданской войны».

США несутся к обрыву

Страны мира стремятся сделать хоть что-то для спасения планеты, и хотя этого недостаточно, но, по крайней мере, они делают хоть что-то. Америка же, чей вклад в сохранение Земли наименьший из всех, находится в руках главного вредителя.

Трамп невероятно настойчив в своем стремлении мчаться к обрыву, — говорит он. — Президентское предложение по бюджету на февраль 2020 года предусматривало дополнительные субсидии отраслям, добывающим углеводородное топливо. То есть тем, кто стремится уничтожить организованную человеческую жизнь на Земле. Под прикрытием борьбы с пандемией, Трамп ускоряет катастрофу, демонтируя федеральные правила, разработанные для защиты работников, потребителей, инвесторов и окружающей среды.

Он стремится отменить экологические требования для заводов и электростанций, завернуть экологические правила прокладки трубопроводов. Он дает указание «правительственным учреждениям отменить, изменить или просто прекратить применять существующие правила, если они обременяют экономику». Последняя пара слов — это просто эвфемизм, который правильнее было бы заменить на «мешают извлечению прибыли».

На повестке дня сейчас находятся вопросы выживаемости человечества, которому угрожают и катаклизмы, вызванные изменением климата, и рукотворные опасности вроде ядерной войны.

Удивительней всего то, что такие вопросы, — не без печали констатирует философ, — не входят в актуальный дискурс современной политики, обсуждаются вполголоса и где-то далеко на ее задворках.