logo
  1. Социальная война
  2. Социальная политика в России
Аналитика,
Это некое гетто для коми, в котором национальная идентичность потихоньку угасает. А решение мелких вопросов создает видимость благополучия и какой-то активности, служит неким обезболивающим наркозом при эвтаназии

Духовная пустота убивает народ Коми — мнение поэта

Любовь АнуфриеваЛюбовь Ануфриева
Скопина Ольга © ИА Красная Весна

Духовная пустота лишает народ Коми национального самосознания и его культурной самобытности. Такое мнение выразила поэт, член Союза писателей России Любовь Ануфриева 30 ноября, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

На прошедшей 29 ноября 2019 года Сыктывкарской конференции по выборам делегатов на съезд Межрегионального общественного движения «Коми войтыр» («Коми народ») поэт Любовь Ануфриева в своем коротком выступлении обозначила основные проблемы, которые, по ее мнению, должно решать движение, а после конференции на следующий день дала небольшое интервью.

Приоритетным направлением участница конференции видит решение вопросов экономики и демографии региона, а уже потом можно будет сконцентрироваться на более частных вопросах.

«Если в 2000-м году население составляло 1 043 000 человек, то сегодня уже меньше 830 тысяч. Если взять статистику с 1990-го года, то мы увидим, что республика потеряла каждого третьего своего жителя! Кто будет развивать республику завтра, если сокращение населения продолжится такими темпами?» — задалась вопросом поэт.

По мнению Любови Ануфриевой, проблема отсутствия рабочих мест и перспектив для жизни приводит к желанию молодежи покинуть регион. Решение этой проблемы делегат видит в необходимости пересмотра экономической политики государства и в создании государственных предприятий в Коми.

Также, по словам участницы конференции, невнятная политика в сфере занятости населения и подготовки специалистов образовательными учреждениями в Коми-крае способствуют оттоку кадров в регионы Центральной России и Санкт-Петербург, а «счастливчики нефтегазовой отрасли начинают рассматривать свою родину как временное место пребывания, пока они заколачивают свой рубль».

«Граждане, вынужденные думать только об удовлетворении своих основных природных потребностей, непременно испытывают духовную пустоту, которую тут же заполняют потребительским образом жизни, при этом духовно и культурно деградируя. А если человек сопротивляется этому, то становится в лучшем случае отщепенцем в обществе, в крайнем — посмотрите статистику смертности и всё станет понятно», — заключила поэт.

По мнению Любови Ануфриевой, подобный образ жизни приводит к размыванию духовной самобытности национальных культур, а тиражирование западного образа жизни и моделей поведения приводит к утрате национально-культурной идентичности и разрушению культурной индивидуальности, «а это уже вопросы национальной безопасности».

Особенно важным в своем выступлении делегат отметила, что Республика Коми является неотъемлемой частью многонациональной России, и проблемы региона невозможно решить в полной мере без решения проблем других регионов и страны в целом. Поэтому, по мнению участницы конференции, противопоставление регионов Москве, как какому-то завоевателю, агрессору, носит деструктивный характер.

«Тридцать лет назад наша страна уже отбросила от себя „лишние“ республики. Стали мы жить лучше? Нет. Хотим ли мы повторить это с Россией? Однозначно нет! В Республике Коми должны решаться проблемы всех ее жителей, вне зависимости от национальности. И проблемы эти должны решаться в тесном взаимодействии и с соседними регионами, и тем более с центральной властью Российской Федерации», — такими словами завершила свое выступление Любовь Ануфриева.

Любовь АнуфриеваЛюбовь Ануфриева
© Артур Артеев

Корр: Любовь Андреевна, как Вы можете прокомментировать возможности движения?

Любовь: Межрегиональное общественное движение «Коми войтыр» создано в 1989 году (официальная дата создания 6 марта 1991 года), при этом Конституцией Республики Коми в статье 75 за движением закреплено право законодательной инициативы.

Согласно уставу, «Коми войтыр» ставит своей целью более полную реализацию и защиту гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод жителей Республики Коми, независимо от национальности, а также возрождение и дальнейшее развитие коми-этноса как части человечества. Поэтому движение имеет все возможности влиять на процессы общественной жизни региона.

Корр: Как в таком случае Вы оцениваете реальную работу «Коми войтыр»?

Любовь: Удовлетворительно, но исходя из пятибальной шкалы. Глобальные вопросы выживания жителей республики не ставятся, а упор делается на частные мелкие дела, которые не меняют общей картины. Поэтому в целом тот возможный потенциал движения на благо всей республики не используется. Вот представьте, что частные вопросы муниципального уровня, такие как отсутствие детских площадок, ремонта придомовых территорий, отсутствие освещения в подъездах, организация экологических субботников, решается через резолюцию съезда, но при этом закрываются школы в деревнях, молодежь покидает республику. А ведь это другой должен быть уровень.

Корр: Что, по-Вашему, является причиной такой работы?

Любовь: Сложно судить о реальных причинах, но складывается ощущение, что за эти многие годы существования организации потенциал ее заблокирован искусственно. Лучше эти вопросы задать руководителям. Но это лишь мое предположение.

Корр: Сейчас в последние месяцы наблюдается всплеск активности граждан на отчетно-выборных конференциях в «Коми войтыр», с чем, по-Вашему, это связано?

Любовь: На самом деле, многие коми не так активны, как может показаться на первый взгляд. Но это никак не связано с национальностью, просто мы живем во времена, когда физическое выживание граждан стоит на первом месте, отсюда и апатичность, и потребительский образ жизни, где не остается места духовности и времени для творчества. Духовная же пустота лишает национального самосознания, коми народ теряет свою культурную самобытность, свои корни.

Активность граждан на прошедших отчетно-выборных конференциях отчасти связана с событиями в регионе. Например, произошли события, связанные с «Шиесом». И вот на этой волне, в том числе, туда идут активные люди и не только коми. Многие искренне любят свою малую родину и готовы трудиться. Но также нельзя исключать и просто чей-то политический интерес, всё же организация имеет право законодательной инициативы. Хотя, по существу, та программа старого «Коми войтыр» мало идеологически отличается от предложенных на прошедшей Сыктывкарской конференции — тогда что будет их отличать?

Корр: Как прошли выборы делегатов на Сыктывкарской конференции, результаты уже известны?

Любовь: Сыктывкарская конференция прошла в закрытом режиме, туда пускали строго по спискам и паспортам, было много полиции и ЧОП. В основном все выступления были на коми языке с синхронным переводом на русский. После официальной части были сделаны основные доклады-отчеты выполнения резолюции прошлого съезда. Далее проведена выборная часть, а большинство выступлений делегатов прошли уже после голосования. Я считаю неправильным, что выступление делегатов было после самих выборов, тем более что многие из них были незнакомы присутствующим.

Что касается результатов, то о них я узнала только на следующий день, подсчет завершился около трех утра. Качество состава почти не изменилось, но туда вошли люди, которые проявили активность на отчетно-выборных конференциях, кто-то связан с борьбой на «Шиесе», кто-то из национального движения.

А вообще, наблюдая за всеми этими выборами, у меня сложилось впечатление, что то состояние «Коми войтыр», о котором я сказала ранее, является очень «удобным», это некое гетто для коми, в котором национальная идентичность потихоньку угасает, и все вот те мелкие вопросы, их решение, создающие видимость благополучия и какой-то активности, служат неким обезболивающим наркозом при эвтаназии. Таким образом, по-настоящему активные люди, общественники, не могут себя выразить на благо жителей республики.

Корр: В своем выступлении на конференции Вы отметили, что Республика Коми является неотъемлемой частью многонациональной России, почему Вы решили это подчеркнуть?

Любовь: У меня есть цикл стихотворений о времени 90-х. Будучи еще маленькой девочкой, видела, как разрушалась моя деревня, которая для меня была самым большим миром, и очень много близких людей потеряли смысл своей жизни, многие умерли в молодом возрасте. Запомнился такой случай, когда мой отец, вернувшись домой, а он работал в колхозе, бросил вещевой мешок на пол к печке и сказал, что теперь каждый за себя. Так оно и случилось. И вот те трагические события, связанные с гибелью Советского Союза, никогда не должны повториться, как бы кому ни хотелось. А это возможно только в единении всех нас.