1. Война с историей
  2. 75-летие Победы
Монино, / ИА Красная Весна

В музее ВВС рассказали о подготовке авиапромышленности СССР к войне

Изображение: Дмитрий Наумов © ИА Красная Весна
Центральный музей авиации ВВС
Центральный музей авиации ВВС

Перед войной в СССР была проделана огромная работа по подготовке авиапромышленности, заявил научный сотрудник Центрального музея Военно-воздушных сил МО РФ, кандидат экономических наук Алексей Булыгин 3 июля на конференции «Авиационная промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны».

По словам ученого, подготовка к войне авиационной промышленности стала важным фактором, приведшим страну к Победе, однако полностью эту подготовку провести СССР не успел. Одним из важных шагов по преобразованию авиационной промышленности стало разделение в январе 1939 года Наркомата оборонной промышленности на 4 сектора, одним из которых стал Наркомат авиационной промышленности.

Созданный наркомат объединил большое число структур, занимавшихся до этого авиационной промышленностью. По словам Булыгина, к этому решению руководство СССР пришло, проанализировав опыт советско-финской войны. Через год, 10 января 1940 года наркомат возглавил Алексей Иванович Шахурин.

Сталин, назначая нового наркома поставил Шахурину и его заместителям А. С. Яковлеву, П. В. Дементьеву и М. В. Хруничеву цель: выпускать по 50 самолетов в сутки к концу 1940-го года. К концу 1940 года этой цели удалось достичь, увеличив выпуск самолетов на 75%, до 40 единиц в сутки.

К началу Великой Отечественной войны было выпущено около 2700 самолетов новых типов. Из них Як-1 — 400 самолетов, МиГ-3 — 130, ЛаГГ-3 — 322, Пе-2 — 460. Ил-2 — 249, что было, впрочем, относительно немного для советской авиапромышленности.

Наркомат провел огромную работу по подготовке к войне, мобилизовав работу авиационных заводов на востоке страны и организовав переброску заводов из западных районов. Разработка новых самолетов была сокращена, основные силы брошены на доработку поставленных на производство машин.

Поэтому, несмотря на большие потери авиационной техники в начале войны — к полудню 22 июня потери самолетов составили около 1200 единиц, в том числе, на земле — авиационной промышленности СССР удалось нарастить выпуск самолетов настолько, что СССР к концу войны завоевал неоспоримое превосходство в воздухе.

В качестве преимуществ наркомата как единой структуры Булыгин привел пример маневрирования производственными резервами в ходе войны. Наркомат имел собственный парк транспортных самолетов Ли-2, благодаря которому перебрасывал дефицитные запасные части с завода на завод в случае необходимости.

«Был такой случай, когда в августе 41-го года для срочной постройки самолетов Ил-2, наших прекрасных штурмовиков, не было бронестекла. Два самолета Ли-2 перелетели в Ленинград, где находился завод ЛОМО, загрузили туда бронестекла, в то же время привезли туда продукты питания для Ленинграда», — рассказал ученый.

Напомним, конференция «Авиационная промышленность СССР в годы Великой Отечественной войны» прошла 3 июля в Центральном музее Военно-воздушных сил МО РФ. На конференцию собрались представители различных музеев авиации, в том числе музеев знаменитых советских конструкторских бюро.

Конференция была приурочена к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.