Эксперт рассказал, как в Кёнигсберге в годы войны торговали людьми
Цена на бирже труда в Кёнигсберге за военнопленных и мирных граждан составляла 15-30 марок, сообщил ведущий специалист-эксперт группы информационно-пропагандистской работы и контрпропаганды отдела морально-психологического обеспечения управления по работе с личным составом УМВД России по Калининградской области Александр Щеглов 24 октября на заседании Калининградского областного суда. Трансляция заседания велась в группе проекта «Без срока давности» в соцсети «ВКонтакте».
24 октября состоялось второе заседание суда по делу о геноциде по отношению к советским гражданам, осуществлявшемся нацистами в Восточной Пруссии. Щеглов рассказал о результатах своей исследовательской деятельности. В частности, эксперта попросили рассказать об особенностях использования населения, перемещенного в Восточную Пруссию, и о фактах купли-продажи людей.
Щеглов отметил, что после окончания боев проводились опросы узников концлагерей и фронтовиков. По словам эксперта, опрошенные сообщили, что в Кёнигсберге располагалась основная биржа труда. Сначала она работала как биржа для немецких рабочих, но потом стала работать как биржа работорговли.
Эшелоны с рабочей силой приходили на главный вокзал (сегодня он называется Южным). Людей загоняли в здание, где находились3-4-ярусные нары, заводили на каждого рабочую карту, фотографировали, снабжали нашивками. Нашивки были разные для военнопленных и для остарбайтеров — «восточных рабочих». Строжайше было запрещено снимать нашивку. За нарушение правил поведения полагались концлагерь или смертная казнь.
Щеглов также рассказал о процедуре «найма на работу». Продавали и женщин, и мужчин. На биржу приходили либо частники, либо представители предприятий.
«Процедура была вплоть до раздевания и осмотра зубов. Так же, как с американскими рабами это происходило. Цена, которую платили, большинством называется цифра в 15 марок за наших. Есть еще цифра в 30 марок, которую платили крупные предприятия», — сообщил эксперт.
По воспоминаниям свидетелей, условия труда были тяжелые. Те, кого угоняли на работу в сельском хозяйстве, жили в неотапливаемых сараях рядом со скотиной.
«По воспоминаниям, если болели, то медицинской помощи не оказывалось. Не считалось это нужным <… > Питались, как правило, это картофельные очистки, брюква, отходы сельскохозяйственного производства, вплоть до того, что ели траву», — отметил Щеглов.
Ранее прокуратурой было установлено, что на территории нынешней Калининградской области действовало не менее 56 специализированных лагерей. Узников — советских граждан и военнопленных — содержали в нечеловеческих условиях, понуждали к непосильному труду, лишали пищи, заражали опасными заболеваниями, избивали и пытали. Так, через лагерь «Шталаг-1А-Стаблак» прошло свыше 90 тыс. советских военнопленных.