Вердикт суда Аргентины об освобождении военных преступников вызвал протест

Арест. Аргентина. Архивная фотография.
Арест. Аргентина. Архивная фотография.

Энергичный протест правозащитных организаций вызвало решение Верховного суда Аргентины, позволяющее выйти на свободу преступникам, осужденным за преступления против человечности во время правления военной хунты в 1976–1983 годах, 3 мая сообщается в коммюнике, опубликованном на странице сайта асациации «Abuelas de plaza de mayo» (Гражданская ассоциация Абуэлас де Пласа де майо)

Коммюнике подписали такие организации, как «Бабушки майской площади», до сих пор ведущие розыск своих внуков, которых после убийства их родителей поместили в «респектабельные» (лояльные военной диктатуре) семьи, «Матери майской площади» (основная линия), те, чьи дети участвовали в политической борьбе против правившей в стране диктатуры и пропали без вести, «Родственники без вести пропавших и задержанных по политическим мотивам», «Постоянная ассамблея по правам человека» (APDH) и другие.

«Мы, присутствующие здесь правозащитные организации выражаем наш энергичный протест по поводу решения Верховного Суда Аргентины, которое позволило выйти на свободу преступникам, осужденным за репрессии и виновным в преступлениях, названных преступлениями против человечности». Это стало возможным только потому, что Верховный суд Аргентины стал выносить вердикты, «применяя закон „2×1“, норматив, действовавший между 1994 и 2001 гг.», то есть засчитывая один год, проведенный в заключении, за два.

В Аргентине «...широко известно решение суда, принятое большинством судей (Еленой Хигтон де Ноласко, Карлосом Розенкранцем и Орисио Росатти)», которое санкционировало «...применение закона 24.390, отмененного в 2001 году и наиболее известного как „2×1“ в случае Луиса Минья.

До сегодняшнего дня было бесспорным, что этот закон неприменим для преступлений, совершенных во время диктатуры, так как он не действовал во время совершения преступлений или судебного разбирательства по ним.

Сегодня вердикт верховного суда открывает двери безнаказанности за геноцид. Как сказали не поддержавшие это решение судьи, уменьшение срока наказания неприменимо к преступлениям диктатуры. Эти преступления нельзя считать завершенными, пока не будет известна судьба всех без вести пропавших и всех отобранных внуков (после убийства их родителей — прим. ИА Красная Весна), именно поэтому в их отношении не могут быть применимы прежние, уже не действующие законы».

Напомним, что в военной диктатуре 1976–1983 годов в Аргентине против населения и левой оппозиции велась так называемая «грязная война». Это общее название для мер государственного терроризма, являвшегося частью операции «Кондор» (массовые похищения, пытки, казни, осуществлявшиеся без суда и следствия). Все это было неотъемлемой частью внутренней политики ряда латиноамериканских правительств и осуществлялось при тесном взаимодействии с ЦРУ. Считается, что во время политических репрессий в Аргентине погибло и пропало без вести около 30 тысяч человек в течении трех лет.