Лукашенко призвал страны ЕАЭС «прорубить окно» на юго-восток

Странам ЕАЭС необходимо пробиться на рынки стран юго-восточного региона, заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко 25 мая в ходе выступления на заседании Высшего Евразийского экономического совета в расширенном составе.
«В связи с разворотом наших экспортных потоков на юго-восток очень важно совместными усилиями „прорубить окно“ в страны названного региона», — сказал Лукашенко.
По его словам, это бездонный рынок для товаров ЕАЭС.
Также Лукашенко отметил, что важно обеспечить равный доступ к имеющейся и создаваемой инфраструктуре, чтобы в будущем не возникло неприятных ситуаций, «как в случае с экспортом на рынки третьих стран лесоматериалов через территорию государств — членов ЕАЭС».
Кроме того, Лукашенко назвал одним из приоритетных направлений развития ЕАЭС совершенствование транспортной инфраструктуры и развитие эффективной логистики внутри ЕАЭС.
Читайте также: Президент Узбекистана предложил провести аграрный форум в формате ЕАЭС
Напомним, в ЕАЭС входят Россия, Белоруссия, Киргизия, Казахстан и Армения. Узбекистан является наблюдателем при ЕАЭС.
История вопроса
Впервые об интеграционных процессах на постсоветском пространстве заговорил первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев 29 марта 1994 года в своей речи в МГУ. Речь шла о создании единого экономического пространства и совместной оборонной политики.
Спустя 20 лет, 29 мая 2014 года, в Астане был подписан договор о создании Евразийского экономического союза, в который вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. В 2017 году наблюдателем в союзе стала Молдавия. В настоящее время в Узбекистане также обсуждается вопрос о получении статуса страны-наблюдателя.
Зачастую, главы стран ЕАЭС подчеркивают приоритет национальных интересов в вопросе принятия тех или иных решений в союзе. Вместе с тем создание союзного объединения требует передачи национальными государствами части своего суверенитета наднациональному органу.
Этот процесс проходит медленно и болезненно для постсоветских республик. Так, вопрос о создании единой валюты и единого финансового регулятора вызвал оживленные споры даже в Казахстане, который является инициатором создания ЕАЭС.
Вместе с тем, пример ЕС говорит о том, что национальные интересы государств могут сохраняться и при частичном отказе от некоторых функций национальных правительств. Кроме того, за евразийским интеграционным проектом есть одно существенное преимущество перед ЕС — это наличие общего языка межнационального общения, общая история в рамках СССР на протяжении 73 лет и неконфликтное дружественное взаимодействие на протяжении столетий.