1. Война с историей
  2. Выставка
Нью-Йорк, / ИА Красная Весна

«Vida Americana». Мексиканские художники «переделывали» Америку

Изображение: (cc) Gumr51
Панно в Мексике
Панно в Мексике

Выставка, рассказывающая о влиянии художников из Мексики на США, разместилась в Музее американского искусства Уитни в Нью-Йорке, сообщает 27 февраля интернет-газета artnewspaper.ru.

Полное название экспозиции звучит, как «Vida Americana. Мексиканские монументалисты переделывают Америку. 1925–1945». В нее вошли около 200 работ, выполненных художниками из Мексики и США. Выставка рассказывает о том влиянии, которое испытало на себе американское изобразительное искусство предвоенных и военных лет со стороны мексиканских мастеров.

Произведения, составившие «Американскую жизнь», а именно так, а переводе с испанского звучит название выставки, были созданы авторами, творившими большей частью в годы Великой депрессии. Тогда в попытке создать собственное значимое искусство, отличное от европейского, художники из США часто приезжали в Мексику. А крупнейших мексиканских мастеров Хосе Клименте Ороско, Диего Риверу и Альфаро Сикейроса часто приглашали работать в американские города.

В экспозицию, в частности, включены знаменитые работы Джексона Поллока «Пейзаж с быком» и Филипа Гастона «Бомбардировка», в которых явно ощущается влияние мексиканского искусства. Но в центре внимания посетителей выставки оказались эскизы Риверы, нарисованные им при работе над фреской «Человек на распутье» (1932 г.). Она должна была украсить Рокфеллеровский центр в Нью-Йорке.

Напомним, полное название фрески Диего Риверы звучало как «Человек на распутье, смотрящий с надеждой и высоким видением на выбор нового и лучшего будущего». Но когда автор отказался выполнять просьбу Нельсона Рокфеллера о замене изображения Ленина на другое историческую фигуру, его просто уволили, не заплатив гонорара. А сам шедевр — уничтожили.

Ривера на фреске изобразил аллегорию между конкурирующими социальными системами: коммунизмом и капитализмом. В своем предложении к комиссии автор описал стремление человечества к «более полному равновесию между ними… к техническому и этическому развитию».

Позже Ривера частично воссоздаст работу уже в Мексике, но она будет меньшего размера, и на ней появятся дополнительные «персонажи», в частности, Л. Троцкий. Изменится и название фрески — «Человек, управляющий Вселенной».