1. Реальная Россия
Москва, / ИА Красная Весна

Ученые МГУ нашли в Башкирии новый вид древнейшего моллюска рода Pinna

Изображение: (cc) Ghedo
Pinna cretacea

Сообщение об обнаружении древнейшего двустворчатого моллюска рода Pinna сделали палеонтологи МГУ, 10 августа сообщает пресс-служба университета.

Описание находки, сделанной в отложениях раннепермского рифа, располагавшегося в древнем Уральском океане, а ныне карьере Шахтау на территории Башкирии, ученые представили в статье «Находка древнейших представителей рода Pinna (Bivalvia) в раннепермском рифе Шахтау (Южное Приуралье, Россия)», опубликованной в «Палеонтологическом журнале» 2023, № 4.

Семейство Pinnidae Leach (пинниды) включает в себя одних из наиболее крупных двустворчатых моллюсков, появившихся впервые в раннем карбоне 360–320 млн лет назад. В древности из биссусных (белковых) нитей, которые выделяют эти моллюски, делали виссон, дорогостоящую красивую и прочную ткань, о которой упоминают в библии.

Пинниды в настоящее время широко распространены в тропических и субтропических морях, где их добывают для употребления в пищу в промышленных масштабах. Однако в эволюционной истории семейства есть несколько белых пятен.

Не была выявлена связь между полностью исчезнувшим в пермско-триасовом вымирании (251,9 млн лет назад) палеозойским этапом развития семейства и мезо-кайнозойским этапом, когда появились пинниды современного типа, в том числе широко известный род Pinna.

Самый древний представитель этого рода до настоящего времени был обнаружен в отложениях нижнего триаса (251,2 — 247,2 млн лет назад) в Японии.

Один из авторов статьи, студент кафедры палеонтологии геологического факультета МГУ Лев Шилехин рассказал о находке:

«В ходе полевых работ на отложениях ассельско-сакмарского рифа Шахтау были найдены древнейшие представители рода Pinna, которые относятся к новому виду P. pacata (от лат. pacatus — мирный). Описанный вид меняет представление о пиннах как об исключительно мезо-кайнозойских формах, а также увеличивает стратиграфический интервал распространения рода на 42 млн лет».

Исследование ископаемых двустворок Шахтау, начатое в 2022–2023 годах по проекту «Эволюция моллюсковых сообществ раннепермского рифа Шахтау», подтвердило, что Уральский пролив в ассельско-сакмарское время был одним из центров диверсификации раннепермской фауны моллюсков, что ранее было выявлено для головоногих и брюхоногих моллюсков.