1. Реальная Россия
  2. Война за космос
Москва, / ИА Красная Весна

В борьбе Роскосмоса с водородом водород побеждает — эксперт

Ракета космического назначения «Ангара-1.2ПП» [mil.ru]
Ракета космического назначения «Ангара-1.2ПП» [mil.ru]

Историей борьбы Роскосмоса с водородом назвал разработку ракеты-носителя «Ангара» историк науки Сергей Александров, 14 июля сообщает ИА Красная Весна.

«История ракеты-носителя „Ангара“ — это история борьбы Роскосмоса с водородом. То есть с магистральным направлением развития мощных ЖРД, заданным еще пионерами космонавтики. И борьбы, надо сказать, вполне успешной», — заявил эксперт.

Читайте также: ЖРД на водороде и метане должны быть созданы до 2025 года — Роскосмос

По его словам, еще с первого варианта «Ангары» жидкий водород предполагалось использовать в качестве горючего 2-й ступени. Но потом чиновники тогда еще Российского космического агентства прямо заявили, что водород в новых носителях использоваться не будет! «Не только по этой причине „Ангара“ резко поменяла свой облик. Сначала водород оставался только на самом тяжелом варианте, потом только на разгонном блоке, или как очень далекая перспектива, как возможное горючее 3-й ступени при последующей модернизации», — рассказал историк.

Он отметил, что как ни хотелось, заменить водород не удавалось, поскольку доставляемый с Плесецка на геостационарную орбиту полезный груз нужно было наращивать. «В начале „нулевых“ всё-таки началась НИОКР „Двина-КВТК“, предполагавшая создание кислород-водородного разгонного блока для носителей тяжелого класса. И так и тянется уже более 15 лет», — разворачивает сюжет борьбы Роскосмоса с водородом Александров.

Слайд презентации на Циолковских чтениях 2016 года
Слайд презентации на Циолковских чтениях 2016 года

В развитие темы эксперт напомнил, что в начале «десятых» оформилось настоятельное желание как-то включиться в полеты за пределы низкой околоземной орбиты. «Как паллиативное решение, родилась (строго говоря, возродилась) „Ангара А-5В“, у которой „керосиновый“ УРМ-2 (универсальный ракетный модуль — прим. ИА Красная Весна) третьей ступени заменялся на водородный. Параллельно предполагалось доработать и УРМ-1 первой и второй ступеней», — добавил он.

Дальше история развивалась следующим образом. В 2016 году было объявлено, что работу над эскизным проектом нового носителя планируется начать в 2017-м, а наземные испытания завершить в 2025-м. Тогда же было заявлено (и потом многократно подтверждено), что водородная ступень «Ангары — А-5В» в дальнейшем будет использоваться в сверхтяжелой ракете.

«С тех пор прошло 4 года. И вдруг оказывается, что двигатель водородной ступени — практически главное новшество нового носителя — только еще предстоит создать!» — выразил свое недоумение эксперт.