Обнаруженные космические «орки» озадачили астрономов

Изображение: Анна Малашенкова © ИА Красная Весна
Человек и Вселенная

Новые космические объекты, напоминающие по форме круги или пузыри, имеющие яркое свечение по краям, обнаружили с помощью радиотелескопа австралийские астрофизики из университета Западного Сиднея, они опубликовали результаты работы в научном журнале Nature Astronomy. 9 июля научную статью излагает РИА Новости.

Открытие было совершено в конце 2019 года на австралийском комплексе радиотелескопов ASKAP (Australian Square Kilometre Array Pathfinder). Ученые обратили внимание на три странных круговых объекта. Причем видны они были только в радиоволнах, а в в рентгеновском, оптическом или инфракрасном диапазонах — нет. Ученые назвали их «странными радиокругами», или «орками» (ORC — Odd Radio Circles).

Два из трех найденных орка были подтверждены наблюдениями на австралийском радиотелескопе Compact Array. А еще один обнаружен по записям радиотелескопа Giant MetreWave, полученным в 2013 году, за несколько лет до запуска ASKAP.

У специалистов во главе с астрофизиком Рэем Норрисом есть несколько гипотез о том, чем являются данные объеты. Согласно одной, это новый класс астрономических объектов, поскольку они «не соответствуют ни одному из известных типов объектов или артефактов».

Согласно другому предположению, орки, это неизвестное проявление известного явления: «остатки сверхновых, планетарные туманности, околозвездные оболочки, протопланетные диски или звездообразующие галактики».

Однако, как замечают исследователи, только два объекта из четырех не связаны с галактической активностью. Радиоспектральный индекс орков не соответствует индексу планетарных туманностей, а для остатков сверхновых их слишком много.

Согласно еще одному из вариантов, выявленные объекты, это гигантские сферические ударные волны. Авторы указывают, что недавно были обнаружено несколько переходных процессов, которые способны вызвать такую волну: радиовсплески, гамма-всплески и слияния нейтронных звезд.

«Также возможно, что ORC представляют новую категорию известного явления, такого как струи радиогалактик или блазаров. Однако из-за большого углового размера ORC любой из таких переходных процессов должен был произойти в очень далеком прошлом», — отмечают астрофизики.